Прошлой осенью мы оказались в Лионе, и не съездить оттуда в близлежащие Шартрезские горы, посмотреть место создания моего любимого Шартреза, было совершенно невозможно. А также посмотреть монастырь Гранд-Шартрез, главную обитель ордена картезианцев, собственно создателей Шартреза, и узнать о них немного побольше.
Мою существенно расширенную и переработанную статью о прошлом и настоящем Шартреза можно найти здесь, а тут а немножечко расскажу о картезианцах, которые и без Шартреза довольно своеобразный орден, и покажу окрестности монастыря.
Орден существует более 900 лет, основан в 1084 году святым Бруно Кельнским (на тот момент святым он еще, конечно, не был). Бруно был человеком великой образованности и большого педагогического и организационного таланта. Настоятель Реймского собора. После того как он возглавил университет Реймса, тот быстро прославился на всю Европу. Однако студенты, что тот Маугли, они и мертвого достанут, по собственному опыту знаю. Достали они и Бруно. Плюс политические интриги, в которые неизбежно были втянуты все люди его уровня. В разгар битвы за пост архиепископа Бруно внезапно осознал, что все суета сует, собрал команду из шести единомышленников, и удалился в Шартрезские горы, дабы в уединении и тишине служить господу.
Уединенность и молчание основа картезианства, они даже друг с другом общаются крайне редко, не говоря уж о мирянах. У каждого монаха своя личная келья (довольно большая и выходом в садик), и большую часть времени монахи проводят наедине с богом (во всяком случае в отсутствии других людей). Принципиального обета молчания у них нет, но молчание – золото, общаются только если без этого не обойтись. Лишь раз в неделю у них есть совместная четырехчасовая прогулка по окрестным горам, во время которой можно поболтать за жизнь.
Основной вклад ордена в жизнь человечества – ночная молитва. Каждую ночь без исключений, когда человечество засыпает, картезианцы как стражи, доносят богу его чаянья и нужды.
Это их духовный (и для картезианцев, разумеется, главный) дар человечеству.
Мне, как существу приземленному, более близок другой их дар.
Основывая монастырь, Бруно сразу возвел в принцип самообеспечение – на жизнь монахи должны зарабатывать только сами, и в монастыре будет не более обитателей, чем он сможет прокормить. Шартрезские горы не самое оптимально место для сельского хозяйства, но монахи растили овощи и держали скот.
А потом они создали Шартез. Это их совершенно бездуховный, но очень вкусный дар человечеству, решающий их экономические проблемы (об истории создания Шартреза в статье о шатрезе).
Расписывать жизнь монахов я тут не буду, кому интересно у них есть сайт, где все подробно рассказано из первых рук, от истории возникновения, до деталей ежедневной жизни.
Мы, разумеется, съездили посмотреть монастырь, он очень живописно расположен. Около 25 км от Вуарона (Voiron) (городка, где находится музей Шартреза) по извилистой горной дорожке. До самого монастыря доехать нельзя, но за несколько километров есть парковка, где можно оставить машину и пройтись пешком. В сам монастырь, разумеется, не пускают, но можно обойти вокруг него.
Я там оказалась на закате, и свет для фотографирования был максимально непригодный.
А парковка расположена возле музея ордена. В каком-то из зданий, принадлежащих монастырю для интересующихся жизнью ордена устроили музей – история, обустройство быта, жизнь монахов, история Шартреза кратенько. Очень хорошо сделано, я с большим интересом провела там время.
Образец личного гулялного дворика. Эстеты.
В этом домике была временна выставка портретов святых ордена, накопившихся за столетия. Преимущественно Святого Бруно. Заходишь, а вокруг тебя Святой Бруно в количествах. Ладно хоть не все Бруно смотрят на тебя, и так тревожно делается.
А еще там много красивых троп. Если еще раз окажусь в тех местах, с удовольствием там похожу.