Растительность, среди которой мы проплавали пару недель достойна отдельного рассказа. Мангры приспособились жить в весьма нетривиальных условиях, и приспособления их к этим условиям тоже не тривиальны. Мангры это не конкретный вид растений, это биоценоз, состоящий из нескольких видов. Самые богатые по видовому разнообразию мангры Юго-восточной Азии, они включают до 40 видов. Самые бедные — американские, всего 4 вида.
Но все эти растения объединяет стремление жить по колено в соленой теплой воде.
Мангры заселяют исключительно приливно-отливную зону, причем там должно быть полого, мелко, приливы долны быть достаточно высокими, а соленая вода океана разбавляться текущей с берега пресной водой. И непременно должно быть тепло! Причем если воздушное похолодание мангры вполне могуот перетерпеть (не заморозки конечно, но до +5С потерпят), то вода должна быть теплой! +20 и теплее. Поэтому теплые течения весьма приветствуются.
По миру люди извели уже очень много мангров, а восстанавливаются они очень плохо, почти никак. В Эвергледах самые большие мангровые леса в западном полушарии. По этому поводу парк объявлен ЮНЕСКО объектом всемирного наследия. А еще это дом крокодилов и ламантинов, которых тоже не так много осталось.
Прибрежные воды в Эвергледах очень мелкие, и множество коралловых островов, прикрывающих мангры от больших океанских волн.
Издали покрытые манграми острова выглядят так
Если подплыть к острову поближе, то обнаружится, что почвы там нифига не видно за толстым переплетением корней
Эти корни принадлежат основному виду флоридских мангров, живущему непосредсвенно в воде, красному мангровому дереву ака Rhizophora mangle. Четыре дерева флоридских мангров четко распределили свое местообитания по градиенту удаленности от воды. В зоне постоянного затопления растут красные мангровые деревья, за ними, на уровня самомго высокого прилива белые мангровые деревья ака Avicennia germinans, за ними черные мангровые деревья ака Laguncularia racemosa, и уже совсем на суше (так что не все их определяют как мангры, а порой как околомангровые растения) конокарпусы ака Conocarpus erectus.
Поскольку ходить по манграм занятие для сильных духом и крепких костями, то знакомились мы с манграми исключительно с воды, поэтому наш главный герой красное мангровое дерево. Он и самый интересный, поскольку живет в самых суровых условиях.
Жизнь мангров нелегка, им нужно постоянно решать две сложные задачи на выживание — чем дышать и что пить.
Дышать растениям нужно каждой клеточкой. Нам, впрочем, тоже, но мы свом клеточкам кислород досталяем кровью. У растений крови в этом смысле нет, и всем тканям нужно контактировать с воздухом, чтобы разжиться кислородом. Стволы, ветки и листья у магров, как и у других растений торчат в воздухе, тут проблем нет. А вот с корнями засада. У всех нормальных растений корни в почве, где воздух присутствует, а мангры стоят в воде, и дышать их корням под водой крайне трудно. Раз в воде дышать научиться не можем, давайте вытащим корни на воздух.
Воздушные корни
Корней у мангров дофига, ни одно растение столько не имеет. До 40% веса мангрового дерева — это корни. Большая часть в воздухе, но часть то все равно под водой, и туда надо воздух доставлять. Существенная часть мангрового корня — это специальная воздухопроводящая ткань, состоящая из множества воздуховодных трубочек. В воздушной части — поры, через которые вохдух в эти воздуховоды и попадает. Мангры даже вдохи-выдохи делают. В прилив вода сдавливает корни и выжимает из них воздух частично — выдох, в отлив внешнее давление падает и водух идет в корень — вдох. За сутки два вдоха и два выдоха. Размеренно очень и неспешно.
Много корешков опять же нужно, что бы прочно стоять на земле, точнее в иле под водой. Глубоко в почву корни не отрастишь, никакие воздуховоды не справятся. Поэтому засунем не глубоко, но много и щироким захватом.
По мангровому лесу фиг пройдешь в результате, слошное переплетение коней.
С питьем тоже проблемы. Как и у всех других растений, у мангров воду сосут корни и доставляют ее другим частям растния. Гнать воду вверх по стволу это дело энегрозатратное, поэтому растения, чтобы излишне не пахать приспособили физику на службу прогрессу. У растений есть два способа передавать воду и всякие находящиеся в ней вещества от одной части растения к другой — через симпласт и через апопласт. Симпласт — это слившиеся клетки (между ними нет клеточных мемебран или клеточных стенок). Симпласт позволяет проводит любые вещества между частями растения по градиенту. Но чтобы извне вещество изначально попало в симпласт, оно должно пройти через клеточную мембрану по специальным каналам. Каналы эти позволяют растению котролировать, что в себя впускать, а что нет. Однако пользование ими мероприятие энергозатратное. У расительных клеток есть еще и пространство между клеточной стенкой и мемебраной цитоплазмы, которое тоже объедино у вертикального ряда клеток -апоапласт. И обычные растение используют апопласт для доставки воды от коней наверх. Вода из почвы попадает в это пространство через клеточную стенку диффузно (без затрат энегрии). А апопласт представляет по сути своей капилляр, по которому вода поднимается вверх силами капиллярного давления (тоже без затрат энергии растением). Но мангры то стоят в соленой воде! А такая концентрация соли в клетке не способствует ее функционированию никак. Манргы научились обессаливать воду, перед тем как заливать ее в свои клеточки. Для этого им пришлось отказаться от дешевой доставки воды через апопласт. Клеточная стенка корней у мангов плотно покрыта специальным воскообразным вещество, которое отталкивает воду и диффузно вода в клетку не идет. Только через мемрану, где молекулярные насосы отделяют козлищ от агнцев соли натрия от воды. Эффективность очистки около 97%.
Остальные три процента приходится отлавливать по ходу дела и куда-нибудь девать, что не отравляли жизнь. Например, откладывать запасами в корни и листья. Некоторые мангры могут выводит соль на поверхность листьем, плакать солеными слезами.
С такими трудами добытую пресную воду нужно беречь. Мангры всяко стараются поменьше испарять воды через листья. Покрывают листья толстым восковым слоем, поворачивают листья ребром к солнцу, чтоб поменьше грелись.
С разножением у них тоже все не просто. Красное мангровое дерево, к примеру, живородящее. У нормальных деревьев как? Оплодотворение произошло, семя сформировалось, покинуло родительское дерево, пролежало вдали от него в беспамятстве какое-то значимое время, потом проснулось и начало развиваться, выпускать вершки и корешки, укореняться, расти и взрослеть. У ризофоры все не так. Оплодотворилось и давай сразу развиваться. И расти, не слезая с матушкиных рук веток. Очень такая современная молодежь, не желающая покидать родительские дома и в тридцать. Уже стебель больше моей ладони, а все висит, родителя объедает и обпивает.
И вот тольк когда развился, пророс и израдно подрос, тогда можно отвалиться от родителя и отправится путешествовать в Европу по морю. Плавает такой подросток горизонтально, плавает, в какой-то момент терят плавучеть, встает вертикально и идет ко дну. Если дно симпатичное, то укореняется и начинает расти. Если дно фиговое, то вновь обретает плавучесть и плывет дальше, искать что получше. Может так проделать несколько раз, пока не найдет достойное место для жизни.
Некоторые, впрочем, прорастают прямо под ногами у родителей.
А может это и чужие приплыли, кто их знает.
Живности и мангарх полно, поскольку там тепло и сытно. Сверху птицы, снизу рыбы, крокодилы, аллигаторы и ламантины. На той части корней, которая в прилив уходит в воду любят поселяться устрицы. Плотно-плотно обрастают, и когда в отлив пыташься продраться с каяком по узким протокам, то нещадно тебя обдирают. А еще там полно мангровых крабиков, они тоже везде бегают и норовят попадать тебе за шиворот. Но главное достояние мангров — комары. Их много, они зверски голодные и впиваются в тебя с разгона.
Так что в манграх совсем не скучно.
К сожалению эвергледские мангры сейчас далеко не в безопасности, хотя и защищены статусом национального парка. Без достаточного притока пресной воды мангры начинают вымирать. А во Флориде пресной воды не очень много, а сельское хозяйство забирает с каждым годом все больше и больше, вода уходит на поля, а манграм достается все меньше и меньше. Пока они еще впорядке, но с каждым годом ситуация потихоньку ухудшается. Очень не хотелось бы, что бы они исчезли вместе со всеми своими прекрасными обитателями.