Гавайи, часть шестнадцатая, ковбойская,

в которой автор просыпается с петухами, знакомится с гавайскими ковбоями и спускается в Долину Царей.

Утром 3-го января я проснулась в темноте от холода и воплей многочисленных петухов. Возникли некоторые сомнения в правильности осознания собственной географической локации. Однако я все еще была на Гавайях, но вместо Хило с его теплыми дождями и мириадами чирикающих лягушек мы оказались в Waimea с его холодными туманами и бдящими всякую нечисть петухами.

Waimea — ковбойская столица Большого острова. Здесь нет пляжей и расслабленных отдыхающих в шлепанцах. Здесь зеленые холмы и серьезные мужики в ковбойских сапогах. Waimea довольно высоко, почти 1000 метров над уровнем моря, да еще Мауна Кеа практически нависает, так что ночи тут холодные (и туманные, что добавляет), приходилось второе одеяло доставать.

После недоразумения с капитаном Куком, Гавайи стали налаживать отношения с Великобританией (Камехамеха Великий даже внезапно захотел отдаться Короне полностью, но Корона решила, что ей такого счастья не надо), и Джордж Ванкувер (везде этот мужик успел!) привез Камехамехе в подарок от Короны небольшое стадо коров, дабы внести свежую струю в их несколько условное сельское хозяйство. У гавайцев было животноводство своего рода, но несколько специфическое. Как и все полинезийцы при расселении по миру они привозили с собой свиней, но с их содержанием не заморачивались, выпускали на волю, где те самостоятельно добывали себе пропитание и размножались; по мере же потребности на свиней охотились. И не трудозатратно, и дополнительный развлекательный бонус.

А тут привезли коров и ознакомили с концептом молочной продукции.
Камехамеха Первый порадовался, поблагодарил дарителей, велел выпустить коров на максимально пригодное для них место в районе нынешней Waimea и наложил табу, чтоб не сожрали ненароком. Табу дело святое и про коров забыли.
Вспомнил о них уже Камехамеха Третитй. Коровы к тому времени расплодились и процветали. Можно было конечно начать на них традиционно охотиться, но идея современного животноводства уже овладела умами гавайцев. Камехамаха Третий послал своих эмиссаров в Калифорнию, Мексику и Флориду, чтобы те привезли оттуда ковбоев-гуру, которые бы обучили местное население обращаться со скотом.

Гуру приехали, выучили местных ковбойскому мастерству, и теперь вокруг Waimea бродят тучные стада и дают мясо и молоко. Местные стейки, кстати, вполне недурные.

Позвтракав под вопли петухов, мы поехали гулять. Надо сказать, дороги в этой ковбойской долине удивительно похожи на новозеландские — нормальная такая дорога, как на фото сверху, переодически переходящая в однополосные мостики. Видимо это такая общеполинезийская фича — экономить на ширине моста.

Гавайи как бы США, расстояния меряют в милях, но вот на Большом острове можно встретить дорожные столбы с километрами. Далеко не каждый столб, большинство в милях, но иногда встречается. Предназначение осталось мне не ясным.

А ехали мы в Waipo’o Valley, Долину Царей. Долина эта практически на самом севере острова, отгорожена с одной стороны океаном, а с двух других крутыми высокими склонами (около трехсот метров вертикаль).
Вид на устье долины сверху

Водопад у ее дальнего края поближе

Долина для полинезийцев был местом сакральным, считалось, что она обладает успокаивающим и вразумляющим эффектом, и все важные собрания больших начальников проводились именно в ней. Уж не знаю, дух ли это долины, и погодная ли карта так легла (пасмурно весь день было, хоть и не лило), но успокаивающий эффект был налицо. Сонно всю нашу прогулку по долине было чрезвычайно, стоило присеть, я тут же мгновенно засыпала.
Дорога в долину есть, но не для всех. Однополосная извилистая дорога с местами для разъездов и уклоном 25%. Полный привод надо. У местных ATV и грузовички, а туристов возят специально за отдельные деньги. Или пешком. Там идти то меньше мили. Мы пешком, разумеется.
По дороге я разглядывала всякую флору и фауну на стенках дороги.

Совершенно дикие бегонии

Укормленная улитка в полладони

И наконец то мы увидели грибы! А то я уже начала тревожиться, есть они тут, хотя грибы уж везде есть.

По долине течет река

Частично она начинается водопадом Hi’ilawe, самым высоким на острове, почти 500 метров.

К водопаду есть тропа, но она идет по частным землям, и ходит по ней — нарываться на неприятности. Опять же от подножия водопада уже толком не видно, а вместе с водой там еще и камни регулярно падают. Так что мы полюбовались с дороги и пошли себе дальше.

Turk’s Cap aka Malvasicus arboreus, завезен из тропичекой Америки, прижился, как заведено.

Долина очень долго промышляла исключительно сельским хозяйством, выращивая преимущественно таро, пока в 1946 году не пришело цунами и не смыло долину к четовой матери. Люди спаслись, благо там недалеоко подниматься, чтобы выйти из зоны действия, но возвращаться не стали. Лет двадцать долина пустовала, а потом стала заселяться хиппи и прочими товарищами, избегающими традиционного современного общества. Так они о продолжают там жить. Ни электричества, ни прочих благ цивилизации в долину не подведено, живут они на самообеспечнии, включая генераторы. Растят всякое сельскохозяйственное, продают наверху помаленьку. И довольствуются относително малым. Зато не напрягаются.
Спешить здесь не принято:

Речки пресекаются исключительно вброд, вода, впрочем теплая.

Кругом всякая тропическая растительность, бананы

Гиганская фасоль

Галюциногенные деревья

Имбирь

Лобстерные клешни

Гекконы бегают

Выход к морю

здоровенный пляж черного песка

Пошли гулять в водопадику

Там уже не песочек, а булыжники

Водопады разного размера и достоинства везде

Крабики

Одни изт немногочисленных совсем местных обитатаелей — сосны

Кто то кого то злобно эксплуатирует

На этом мы выбралсь из долины и поехали есть стейки и предвкушать следующий день.

Продолжение следует….