И еще одно животное в нашем земном бестиарии, которое совершенно не понятно зачем такое получилось.
Жираф. Самое высокое наземное животное. Причем весьма непропорциональное, если сравнивать его с другими парнокопытными, да и не только ими. Оно длинношеее и длинноногое. Причем ОЧЕНЬ длинношеее.
Многочисленные предки жирафов имели вполне себе среднестатистическую шею. Его кузен окапи тоже глядит на мир не особо свысока. Но в какой-то момент прадеды жирафов начали тянуть шею вверх и дотянули ее до 2.5 метров, что реально половина роста жирафа, который колеблется от 4 до почти 6 метров (самцы сильно крупнее и, соответственно, выше самок).
Чего стоит такой рост жирафу и какие жизненные трудности ему приходится преодолевать в борьбе за такую красоту?
Прелесть высокого роста жирафенок впервые познает прямо в момент рождения. У мамы красивые стройные ножки, рожает она стоя, и первое знакомство с внешним миров происходит в результате падения на землю с двухметровой высоты. Мир сразу обозначает свою позицию по отношению к новорожденному.
Рождается жирафенок, кстати, с относительно короткой шеей (к пропорциям взрослого жирафа), толи опасаясь застрять в родовых путях, толи сломать шею в родовом падении.
А потом шею надо отращивать. Шейных позвонков у жирафа, как и у большинства млекопитов семь (только ленивец зачем-то обзавелся девятью, хотя у него и шея-то не очень присутствует), только они непропорционально длинные. Вот все детство жирафенок позвонки и разращивает.
Удержать такую длинную шею это отдельная задачи. Женщины бирманского племени падаунг, тоже уважающие сверхдлиные шеи, носят экзоскелет (набор колец) для поддержания головы в вертикальном положении. У жирафов с ювелиркой трудности, поэтому приходится качать мышцы. Прокаченности жирафьей шеи любой борец обзавидуется.
Ну хорошо, позвонки разрастили, мышцу накачали, шея гордо торчит вертикально вверх. Но она же не сама по себе, там наверху имеется голова. А в голове мозг. Его нужно кровоснабжать. А сердце на другом конце шеи. Далеко гнать кровь до мозга, да ще и вверх. Пришлось жирафу разращивать себе огромное сердце с толстенной сердечной мышцей, у которого хатит силы соркатиться так, что кровь поднимется к голове. При этом еще приходится и давление держать высоким и пульс частым.
Через шею все время прокачивается огромный объем крови. Вот так наклонишь голову до земли, вся этак кровь быстренько вольется тебе в мозг и привет инсульт. Поэтому жирафу пришлось разработать спецсистему венозных клапаном, дабы кровь к голове не приливала. Ну и густоту крови повысить избытком эритроцитов.
Помимо мозга, у головы есть рот, жраф в него есть. Жираф животно жвачное. Жвачные как с пищей поступают? Наглотаются травы, набъют ею первый отдел желудка (у них этих отделов не один), а в минуту досуга отрыгивают травку обратно в в рот и пережевывают спокойно по новой, долго и тщательно, давая ферментам слюны время расщепить все качетсвенно и без проблем. Сильно улучшает пищеварение такое малоусвояемой продукции как трава. Многие так делают, жвачных полно, те же коровы.
Но у жирафа то шея! Прогнать пишейвой комок по такому длинному пищеводу это дело, и жирафам пришлось развить мускулы пищевода, отвечающие за обратную перестальтику особенно тщательно. Сразу вспоминается детский анекдот про жирафа, бегемота и шампанское.
И это еще, разумееься, не все модификации тела, осуществленные во имя красивой шеи.
Длинная красивая шея многих забот требует.
Длинные стройные ножки тоже имеют свою цену.
Ножки у жирафа вполне сильные, он даже может уйти в галоп и разогнаться до 60 км\ч, хотя и предпочитает неспешно ходить иноходью.
Но они тоненькие, им не удержать жирафиву массу на мягкой топкой земле. Так что только саванна, только твердая земля.
Плавать жирафы тоже не умеют. Это редкость, почти все млеки могут хоть как-то, хоть сколько-то проплыть, даже если обитают в таких местах, где вода разве что росой раз в год выпадает. Но жираф с его сложением в воде делает оверкиль. Так что реки для жирафов неодолимые препятствия.
Кстати про воду. Пить-то зверушке надо. За водой надо наклоняться. Чтобы дотянуться до воды (ну или до еды, когда вдруг зеленых деревьев вокруг нет, что порой бывает) жирафу приходится раскорячиваться передние ноги чуться ли не на шпагат или становиться на колени. Действия эти трудные, совершаются медленно в несколько подходов, и вернуться в исходное положение тоже занимает время. В такой позе жираф довольно беспомощен и беззащитен для хищников. В вертикальном-то положении он очень успешно отпинывается от всех, включая львов. А водопой жуткий стресс, жирафы очень тщательно осматривают перед тем как решиться раскорячиться и попить.
Переход в любую позу из вертикальной дело сложное. Спит жираф не долго, пары часов в сутки ему более, чем хватат, но спит он часто лежа, а укладка и раскладка жирафа это целое действо.
Ложась, жираф сначала опускается на колени передних ног (поочередно), затем укладывает задние ноги под себя (тоже поочередно), и укладывает окончательно на сложенные под себя ноги. Шею укладывает на туловище. Вставая, сначала раскладывает передние колени, затем раскладывает зание ноги, потом поднимается окончательно. И после каждого отдельно дижения мотает головой, видимо от осознаия несовершенства бытия. Пока уложишься, уже времени на сон не останется, будильник зазвонит.
Но это все засады. А какова польза такого роста, кроме неоспоримой красоты?
Ну и очевидного факта, что сверху лучше видно все.
Самой первой гипотезой, как жираф доэволюционировал до такой жизни, была пищевая. Типа за растительность на нижнем и среднем высотном уровне (трава и среднеразмерные кусты) конкурируют все кому не лень, а вот до верхушек высоких кустов никто не дотягивается, жри не хочу, никаких конкурентов.
Ну да, конкурентов у жирафа за вершки считай нет. Учитывая, что всему на свете они предпочитают акацию. Засунет морду по самые глаза в пятисантиметровые густые колючки, без проблем прокалывающие подошву ботинка, и хрустит с наслаждением.
Язык у жирафа длинный, около 45 сантиметров (ну у жирафа много что длинное), обхватит веточку поколючее, подтяет поближе, и обирает листочки губами.
У жирафов, кстати, забавная половая дифференцировка в подходах к столу.
Девочки обычно щиплют кустик на высоте своей головы.
Морда у них при этом чуть наклонена.
Мальчики же тянуться как можно выше.
И голову при этом, соответственно, задирают.
И присмотритесь к жирафьим рожкам (это полное отступлениее от темы длинношееногости, но с рожками жирафы тоже выпендрились, так что не умолчу).
У всяких антилоп, оленей, быков и прочей компании, рога это костные выросты на черепе. У них такая же костная ткань, что и у костей черепа. Жирафы и тут выпендрились. У них, собственно, и не рога, а оссиконы (оssicone). Это хрящевые образования, окостенивающие со временем. Рождается жирафенок прямо с этми хрящами, но они не прикреплены к черепу, и у новорожденного лежат по кожей. Потом поднимаются, закрепляются на черепе, подрастают, костенеют. Сверху покрыты кожей. У самочек и молодых самцов на верхушечках растет черная шестка. У матерых самцов оссиконы лысые. Обычно одна пара, но у некоторых особей бывает две. У некоторых индивидуумов еще быват одиночный костяной вырост перед оссиконами, это просто разрастание черепа такое специфичесокое. У самцов оссиконы подрастают всю жизнь, грубеют, тяжеют и придают дополнительную тяжесть голове.
Что полезно при мужицких драках.
Но вернемся к росту и питанию.
Не смотря на очень эффективное пищеварение (лучше, чем у многих других жвачных), жирафы тратят на кормежку больше времени, чем опять же другие жвачные. Выяснилась, что и них низкая эффективность захвата пищи (сколько еды попадает в рот на один глоток). Похоже выбирать листочки среди иголок дело муторное.
И длинная шея тут не помощник. Самцы (самки просто в принципе ниже) с более длинной шеей больше страдают и чаще гибнут в период нехватки пропитания, потому как, чем больше шея, тем больше энергии (и жратвы) на свое содержание она требует.
Другая гипотеза обвиняет во всем женщин. Жирафьих, разумеется. Мол женщинам больше нравились длинные шей и жирафы стали в угоду дамам их отращивать. Но это какой-то чисто мужской ход от собственно беспоможности. Не знаешь в чем засада, обвини женщину, она по определению во всем виновата.
За женщин жирафы таки бъются на шеях. Причем поскольку шея у жирафа чуть ли не самая тренированная часть тела, то бои серьезные, удар может вывести противника в нокаут. Вот тут тяжелая голова помогает, были бы мозги, сотрясения бы не избежать было. Порой бой кончается гибелью одного из участков, чаще от суммарных ран и повреждений, чет от одного особо удачного удара.
Но сомневаюсь. что жирафы стали отращивать шею, чтобы драться (вот хищников же они распинывают ногами, причем очень успешно), скорее приспособили бы к делу уже отросшее.
Так что нафига жирафам такая шея (ну окромя как неземной красоты и нетривиальности) по прежнему остается тайной.
P.S. И о систематике. Жираф долго считалься одним видом Giraffa camelopardalisc с несколькими подвидами. Когда добрались до анализа генома, разделили сначала аж на восемь видов (близкородственных), теперь все же предлают свести к четырем видам.
Жирафы, позировавшие мне, относятся к виду (ну или подвиду по прежней систематике) Masai giraffe ака G. c. tippelskirchi. Обитают в южной Кении и Танзании. У них самые фигирустые пятна на шкуре.
Моих жирафов семилетней даности можно посмотреть здесь.