Греция. Остров Пелопонесс. Коринф старый и новый.

Базой нашей греческой поездки должен был служить Крит, именно там мы договорились встречаться со всеми близкими и друзьями кролика, и провести большую часть времени. Но перед цивильным времяпровождением на Крите хотелось чего-нибудь бодрящего, и мы решили сходить на Олимп, с богами пообщаться, на культурное времяпровождение муз посмотреть. К нашим олимпийским развлечениям решила примкнуть подруга О. Мы прилетали в Афины в 10 утра, подруга О же должна была прилететь вечером предыдущего дня и встречать нас в аэропорту. По плану мы быстро падали в машину и рулили на северозападное побережье к подножию Олимпа. Но подруга О наступила на ковидные грабли, коими мироздание щедро устелило путь всем в нашей компании, разве что размерчик отличался. В результате, это не она встречала нас, а мы должны были встречать ее вечером дня нашего прилета. Таким образом, у нас образовалось часов семь, которые нужно было осмысленно потратить. Заготовок у нас никаких не было, потому как намеченный план предусматривал совсем другие географические реалии. В сами Афины, особенно на несколько часов, мы по ряду причин ехать не хотели, так что открыли карту, и стали смотреть, что из недалеко расположенных названии что-нибудь навеет. Относительно недалеко оказался Коринф, который произвел на меня впечатление в прошлую поездку, и не показать его Сереге было непростительно. И мы поехали в Коринф.

Коринф, как известно, находится на северо-востоке полуоствова Пелопоннес, на самом перешеечке, соединяющем полуостров с остальной Грецией. И вот, едя по перешеечку, мы внезапно обнаружили дивный факт, как-то пропущенный мной в прошлую поездку. Пелопоннес то, оказывается, вовсе не полуостров, как мы привыкли считать еще с учебника истории за пятый класс, а вовсе себе даже остров. По всем формальным параметрам. Уже более века как остров.
Идея прорыть канал через Коринфский перешеек, разделяющий Эгейское и Ионическое моря, владела умами греков с тех самых пор как они развернули свою цивилизацию по материковой и островной Греции, и древнегреческие корабли засновали по окружающим морям. Ширина Коринфского перешейка всего 6 км, а вокруг Пелопоннеса более 400 фигачить, плюс шторма, туманы, течения и прочие морские напасти. Рыть определенно было надо.
И вот в 7 веке до н.э. корифский тиран Периандр повелел рыть. Начали рыть. Но тут вмешались два обстоятельства. Во-первых, коринфские жрецы, чье благосостояние сильно поддерживалось моряками, просившими у богов хорошей погоды для огибания Полопеннеса, дали взятку Дельфийскому оракулу, который отличался хорошими связами с Аполлоном и знанием дела, но был склонен к взяточничеству. Его, конечно, понять можно, жить то как-то надо. О Дельфийском оракуле и моем к нему визите в прошлую поездку я писала здесь. Так вот, дельфинйский оракул взятку взял и сказал, что рытье Коринфского перейка до добра не доведет. Во-вторых, в голове Периандра или его советников откуда-то взялась идея, что уровень Ионического моря существенно выше Эгейского, и вода, хлынувшая в канал своет все эгейское побережье, а также затопит Эгейские острова. Откуда такая светлая идея могла развиться в головах греков, уже не первое десятилетие бороздивхих просторы обоих море — полная загадка, но она оказалась живуча и продержалась еще несколько столетий. В общем, с рытьем канала Периандр завязал, и построил вместо него каменный волок, коим многие годы и пользовались.
За канал периодически брались и древние греки, и римляне (Нерон согнал на строительство несколько тысяч рабов, и имел все шансы на завершение, но его отвлекло восстание), и византийцы, но сильно далеко никто продвинуться не смог. После греческой революции 1821 года, свежеиспеченное греческое правительство решило, что Коринфский канал просто необходим молодой республике, но денег на строительство не нашли. Однако, после того, как Суэцкий канал разделил Африку с Евразией, мочи терпеть у греческого правительства больше не стало. Люди там уже материки разделяют, а мы тут все из полуострова остров сделать не можем. С трудом, но нашли деньги, заказали проект у архитекторов Суэца, и стали рыть.
Более десяти лет рыли, но в 1891 Пелопоннес стал таки островом.
Рыли экономненько, средствосберегательно, поэтому получилось своеобразненько.
Длина канала 6 с небольшим км, высота стен до 76 метром, глубина притом всего 8 метров. Ширина канала на уровне моря 25 метров. Стены почти вертикальные. Узенькая такая щель.
Движение одностороннее, крупные коммерческие суда в канал не пролазят, так что сейчас большей частью канал имеет чисто туристический интрес. Зато прикольно. И наконец осуществились мечты греко-римских тиранов и диктаторов.

Канал с моста в две стороны. Тут видно море Ионическое:

А тут Эгейское

Коринф одно из древнейших греческих поселений. Был основан в 6 тысячелетии до н.э. Коринфом, потомком бога Гелиоса и Эфирой, дочерью титана Океана. Безотносительно достоверности родословной основателей, поселение реально существует с тех времен и до наших дней. Оно и понятно, контроль за Коринфским перешейком всегда был экономически и стратегически крайне выгодным. Конечно, и завовевывали его все кто мог, но поселение сохранялось и продолжало процветать под разными правителями.
В 1858 Коринф был разрушен землетрясением, и новый современный Коринф отстроили не на месте старого, а в трех километрах, на берегу моря. На месте старого остались холм с крепостью, остатки старого города и храмов, и маленькое современное посление, называющееся теперь Древний Коринф.

Вид с Коринфского акрополя. У подножия холма — Древний Коринф, на берегу моря — новый.

В новом Коринфе я не была раньше, так что мы туда заглянули.
Ионическое море. Порт.

Пегас над городом.

Цитрусовые плантации

И заросли опунции

Коринфский акрополь по ковидным временам закрывался рано, и погулять по крепости мы не смогли. Только посмотрели на окрестности с высоты. Если в апреле здесь все было в зеленой траве и полыхающих маках, то в июне зелень дают лишь немногочисленные деревья и кусты, а все остальное рыже и сухо.

Зато музей и раскопки старого города были открыты и мы там с удовольствием побродили. Маки, столь чудесно сочетеющиеся с мраморными развалинами, давно отцвели, но менее интересным это место не сделало.

Немножечко жилого Древнего Коринфа. Церковь и пара улиц.

Успели только глянуть по верхам, поняли, что хотим в Коринф еще уже без спешки, и помчались в аэропорт встречать подругу О.

Продолжение следует…