По Элладе галопом. Пуп Земли и Дельфийский оракул.

После Санторини план повел нас вглубь материковой Греции, и первой остановкой в нем значился Дельфийский Оракул на склоне горы Парнас.

Парнас — обиталище муз и прочих не чуждых искусств мифических созданий, где они развятся под пологом леса на полянах с шелковистой травой и мочят ножки в прозрачных ручьях. Сомневаетесь? Посмотрите картины художников Возрождения. Так что я представляла Парнас скорее большим холмом, чем горой, поросшим лесом и комфортнопригодным для обитания всяких нежных тварей. Когда перед нами встала горная гряда, лишь до половины поросшая лесом, скалистая вершина которой пребывала под добротной снежной шапкой, нам даже в голову не пришло, что это может быть Парнас. Мы предались размышлениям, что это за горы такие могучие и почему мы о них ничего не знаем. И только навигатор, заявивший, что еще немного и мы будем в Дельфах, навел нас на страшную мысль о том, что это таки Парнас и есть. К сожалению, не чуткие к потребность фотографа друзья мои не пожелали остановиться посреди дороги и дать мне запечатлеть снежные вершины, а с стоорны Дельф те уже прятались за ближними скалами. Так что верьте на слово. Вообще гора почти 2500 высотой, так что не удивительно, что там снег лежит в апреле то.

Вот так выглядит Парнас, когда едешь по его южному склону.

Полураздетые музы и нимфы бродят там по голым скалм, разбивая голые ноги об острые камни, и пытаясь найти укрытие от ледяного ветра и снега. Не гуманно как-то относились эллины к своему пантеону. А сейчас по Парнасу зимой еще и горнолыжники катаются, пугая трепетных муз доминантой телесного над духовным.

На крутом южном склоне Парнаса вот под такими крутыми скалами находится Дельфийский оракул.

Вид оттуда прекрасный

Возник он не на пустом месте. Помимо прекрасного вида, тут еще и центр мироздания ака Пуп Земли.

Зевсу в свое время стало любопытно, где у его мира центр, и он послал двух орлов с разных концов света. Ровно в центре они и встретились (хм, следует ли из этого, что эллинский мир был двумерным, раз хватило всего двух орлов для нахождения центра?). Как только орлы столкнулись, с неба рухнул специальный камень по имени омфалос, отфиксировавший искомую точку.
Вот эта точка

Точка сейчас помечена не собственно омфалосом (еще сопрут, с туристов станется), а его копией в натуральную величину. Сам же омфалос хранится по стеклом в музее радом с храмовым комплексом.

Оракул — это такое специальное место, где бог прямо словами излагает людям свое мнение об их жизни. Лично он любому желающему не является, ясное дело, а нашептывается все своему доверенному жрецу, который жаждущим речи бога и передает как может. Процесс передачи мнения бога, да и сам жрец тоже именуются оракулом. В Греции богов было много, в дела людские вмешиваться они любили, так что оракулы были делом распространенным. Дельфийский был одним из самых древних и одним из самых мощных.
Греки не были чужды сомнению и недоверию, и ранг оракулов у них появился не от балды. Крез в свое время разослал гонцов к семи разным оракулам для проверки. Оракулы должны были предсказать, что Крез собрался делать. Крез меж тем кулинарничал, варя в котле черепаху с ягненком. Доложить о таком кулинарном извращении смогла лишь пифия Дельфиского оракула. С тех пор Крез по делам своим обращался только к ней, да и другие потянулись.

Появился Дельфийский оракул еще в веке X-XI до н.э. Тогда он еще не был дельфиским, и принадлежал Гее, устами которой вещали ее жрецы. Охранял оракул змей Пифон. Гея передала оракул дочери Фемиде, та сестре Фебе, а последняя внуку Аполлону. Аполлон повел себя с наследством грубо, змея замочил, жрецов разогнал. Потом понял, что как то слишком разошелся и надо все восстанавливать. Обернулся дельфином, заморочил головы каким-то моряка, тем бросили свои дела, прибыли к Парнасу, построили храм Аполлону и стали его первыми жрецами в этом храме. Пепел соженного Пифона Аполлон собрал в саргофаг и установил памяти его (и своей победе в славу) Пифийские игры. Где то века с V до.н.э. вся деятельность вокруг Дельфийского оракула разворачивалась уже под эгидой Аполлона.

Организовано святилище очень четко. Приходят люди на место.

Любуются видом, передыхают, подъем там долгий и крутой

И первым делом упираются в сокровищницу, вот это квадратное здание, которое лучше всего сохранилось, что понятно, сейф же практически.

Пифия (главная жрица оракула) за бесплатно никогда не работала. Поэтому первым делом надо сдать мзду, а потом уже надеяться на что-то. Впрочем в вопросе прорицании не отказывали никому, кто внес плату, за исключение совершивших особенно злостное преступление. Близость к сокровищам порой плохо действовала на психику пифий и у них появлялась склонность к стяжательству, по статусу им не положенная. Известны случай подкупа пифий. Зато храму (и городу при нем) эти деньги позволяли вести образ жизни независимый от многочисленных правителей множественных городов-государств и никому не подчиняться. Расставшимся с деньгами можно было проследовать выше по склону к Храму Аполлона, где пифия и работала.

Останки храма Аполлона.

Где-то здесь из скалы тек источник с веществами, специфически дествовашими на психику пифии, и сочился газ потихонечку с ними же. Выслушав запрос, пифия нюхала клей испарения, пила спихогенную водичку, зажевывала лаврушкой, усаживалась на треножник, впадала в таранс и начинала общаться с Аполллоном, периодически передавая его слова людям. Речи ее обычно были крайне невнятны, поэтому заказчику впопроса их толковала группа жрецов, натренированных пифию понимать. Источник веществ не обнаружен, толи иссяк, толи Аполлон сам прикрыл лавочку, но найти его не удалось и состав, помогающий общению с богами пока не известен.

Получив от богов информацию как жить дальше, можно было подняться еще выше и приобщиться к прекрасному. Идем выше и смотрим вниз.

Всегреческие пифийские игры, проводившиеся раз в четыре года включали состязания кифиристов, флейтистов и театральные представления. Собственно с музыкальных состязаний они и начались, спортивные к ним добавились много позже.
Музыку слушали вот под этой скалой.

Зрители сидели, любовались прекрасным видом и наслаждались музыкой.

Спортивные фанаты могут проследовать еще выше амфитеатра.

И попасть на стадион, где соревновались атлеты.

В дальнем конце обозначены камнями стартовые позиции.

Полоса камней на ближнем конце поля — финишная позиция (вдарил голой ногой ко камню с размаху — окончил дистанцию). Углубление наверху трибун паралленое финишу — место судьи.

Расстояние от старта до финиша — пифийская стадия, 178.35 метра (от стадии и слово стадион).

Бегали одну стадию, две и 24. Также упражнялись в пятиборье (бег, прыжки, борьба, метание диска и копья) и гоплите (вооруженном беге).

Поскольку поступление веселящего газа было перекрыто, откровения пифиии нам не светили, и мы поехали дальше, к священным местам другого рода.

И традиционная греческая кошечка, гуляющая сама по себе.

Продолжение следует….