Запланированный на это лето отпуск внезапно и неожиданно перешел в разряд отдаленных и неопределенных планов, но в результате я еще более внезапно и неожиданно провожу вторую половину августа в Новой Зеландии.
15-го вечером, после вкуснейших стейков и вина у друзей, я погрузила свою тушку на борт Air New Zealand, направлявшийся прямехонько в Окленд. Новозеландцы развлекают пассажиров правилами т/б в виде рэпа, исполняемого Людьми в Черном, а базовая опция подачи чая предусматривает молоко. Так мило по английски. В шуме двигателей речь стюардесс я понимала только по ключевым словам, таки новозеландский язык это вам не британский или североамериканский. Кормят киви съедобно по сравнение с американскими авиалиниями, вина своего некий выбор предлагают и даже шампанское утром подают (экий приятный бонус после довольно мучительно ночи), но как же они экономят на месте! Ноги мне было деть решительно некуда, и это мне еще досталось как-бы место для длинных ног. Куда девают ноги люди выше среднего роста для меня полная загадка. На паспортном контроле приятная фича – гражданам Канады с пограничником общаться вовсе не надо, подошел к автомату, паспорт просканировал, сам себе визитерскую визу сделал и пошел дальше. Автоматов много, очерtди никакой (в 5 утра там правда только наш рейс и был, так что народу по любому было мало, но все равно приятно и удобно). Контроль боибезопасности, однако, гораздо суровее. Ищут не только любую органику, но и грязь на ботиках (я не шучу, у парней рядом осматривали ботики прямо на ногах). Так что мойте обувь перед полетов в НЗ! Собачки везде гуляют и нюхают органику по чемоданам. Я не вызвала, правда, подозрений в биотерроризме, и меня шмонать не стали.
И вот утром понедельника (куда-то сутки потерялись) я топчу южное полушарие. Так глубоко на юг я еще не забиралась в своих скитаниях.
Сижу в аэропорту, жду автобуса, предо мной трое прощающихся друг с другом японок отвешивают уже по шестому поклону, а за спиной парочка на русском матерном нежно делится друг с другом опытом в раннем сексе и наркотиках.
Чтобы не портить мне первое впечатление Окленд встретил не обещанным зимнем дождем, а голубым небом с красивыми толстыми облачками, теплым, зело ярким солнцем (ну т.е. оно таким стало через некоторое время после восхода), цветущими магнолиями и вишнями. А гостеприимный Фьюк, мой добрый гид на эти две недели, необходимым мне срочно горячим чаем, местным горьковатым медом, нажранном пчелами на растении манука, и не менее местным шоколадом.
После завтрака мы пошли гулять по вулканам. Окленд – это такое сплошное вулканическое поле, из него торчит пятьдесят с лишним вулканов (некоторые из них, впрочем, не особо уже и торчат). Т.е. он весь такой плоский, а на этой плоскости везде торчат конусы вулканов. Но вулканы тут очень старые, милые, маленькие и уютные. Это вам не Рейниры с Худами. Холмы, заросшие зеленью, с непременной ямкой кратера на макушке. Ямка разумеется тоже заросшая зеленью. Для разминки (ну и он рядом был) пошли на самый высокий вулкан Окленда Mt Eden.
И сразу же один из местных символов (тут вся страна сплошные символы) — древовидный папоротник, Silver Fern.
Виды на город. Большой частью Окленд вот такой — мелкоэтажный:
Только небольшой даунтаун отличается высотностью
Все хоть немного выдающиеся холмики — вулканы
Вершина горы Иден
Кратер
Окленд город одноэтажный, за исключением небольшого даунтауна, очень зеленый и птичный. Сейчас толи поздняя зима, толи ранняя весна, цветут нарциссы, вишни, магнолии, газоны ярко-зеленые.
Повсюду летают монархи. Им зима не указ, им и зимой неплохо живется.
С горы Идена поехали в даунтаун, забрели на старое кладбище посреди города. Очень эстетичное кладбище – старые покосившиеся каменные плиты и цветущие подснежники.
Городские скульптуры подписываются только именем автора или вообще никак, так что символизм изображения частенько полностью проходил мимо меня.
А потом на второй вулкан, на котором имеет место быть краеведческий музей Окленда. Он правда называется музеем военной истории (там целый зал про войну, видимо по этому), но на само деле классический краеведческий музей – искусство маори, предметы быта европейских поселенцев, залы натуральной истории, все как положено. Маори, как выяснилось, изрядными резчиками по дереву были, очень богатая резьба, мелкая, детальные, очень качественная. Дубинки их национальные меня правда озадачили. Маленькие они какие-то, на мой взгляд, неудобные для убийств ближнего своего. Они справлялись конечно вполне успешно, но тренированный человек и голыми руками убьет, так что не поинт. Но я не спец, но я б подлиннее сделала. Некоторые особо выпендристые дубинки в форме скрипки, правда, по мнению маори, это форма человеческой печени. Или маорийская печень сильно отличается от печеней других народов, или у них крайне художественный взгляд на вещи.
Поскольку вулканы – главная геологическая достопримечательность – им там посвящен отдельный зал, в котором самое интересное – комната самоличного переживания, точнее НЕ переживания извержения вулкана. Имитация гостиной с большим окном с видом на город и залив. И в заливе начинает расти свеженький конус. Пепел, камни, лава, трясет даже. Никто не убежит. Красиво так сэмулировано. Впечатляет.
В зале натуральной истории два чучела впечатляют своими размерами – искусственное чучело птицы моа (так и кажется, что на тебя сейчас наступит небольшой динозавр, очень я не одобряю маори, сожравших такую прелесть), и чучело сверчка. Я как бы видела больших сверчков в своей жизни, но ногами этой твари горло человеку перепилить можно же! Они кстати вполне себе живы и процветающи. Иногда приходят в дома.
Еще у меня случилось второе в этом году осознание несоответствия представляемого имеющемуся. Я о размерах животных сейчас. Я твердо была уверена всегда, что утконос размером со среднего кролика, а птица киви высотой с мою ладонь (если без ног). Не так давно выяснилось, что это утконос с мою ладонь (ну побольше конечно, но ближе к ладони, чем к кролику). Хотя я живых утконосов все еще не видела и имею право сомневаться. А тут передо мной выстроились чучела птиц киви. Там свежевылупившийся птенец в мою ладонь! А птица киви с некрупного гуся! Куда мир катится…. Но птиц киви живьем я теперь хочу увидеть еще больше, даже в виде чучела это какое то нечеловеческое мимими. Правда говорят, что это не такое простое дело, не каждый киви видел живую птицу киви. Но я буду стараться. (Это писалось сразу по свежим следам, птицу киви я таки увидела, но это отдельная эпическая повесть).
В парке возле музея. По голым платанам видно, что таки зима.
Везде бродят толстые домашние гуси
Что-то цветет большими красными ершиками
У меня вообще был день удивлений. Не все они связаны с НЗ как таковой, но случились здесь, так что что уж. Зашли в кафе перекусить. А там тыквенный суп. Нет, это не новозеландское блюдо, но я никогда его не ела, у меня вообще к тыкве с детства подозрительное отношение. Моя матушка периодически (по счастью каждый раз крайне ненадолго) загоралась какими-нибудь странными кулинарными идеями. Глобального рода, например, всей семьей быстренько поголодать. Недельку-другую. Благо продержалась сама только до вечера (первого дня). Или вот перейти на пищу, которую ели наши предки. Брюкву, репу, тыкву там…По этому поводу была куплена гигантская тыква и с ней сварена каша с пшенкой. Бак такой пшенной каши с тыквой. Ведро. Ели недели две. С тех пор я подозрительно отношусь к тыкве и избегаю ее. И Фьюк его берет и ест. Суп. Добровольно и при наличии выбора. И я решила попробовать. Надо же иногда проверять свои устоявшиеся мнения, а вдруг они больше нерелевантны действительности. А он и впрямь вкусный. Без дураков. Я теперь даже хочу попробовать сделать сама. Для расширения опыта.
Но суп это отступление, а мы пошли в порт.
По дороге в порт встретили шахтера
И большого сурового маорийского воина в плаще из перьев птицы киви и с обязательной дубинкой
В порту сели на паромчик и поплыли в Девенпорт. Зачем? Лазить на вулканы!
Но пока плывем и любуемся видами на город с воды.
Маленькое рыжее здание — морской порт
Длинное сооружение слева (на двух следующих фото его видно с разных ракурсов), напоминающее здоровенную белую гусеницу, на самом деле символизирует Длинное Белое Облако. Когда маори плыли заселять Новую Зеландию, они много недель мотались в море и не могли найти землю. И в один день жена вождя увидела на горизонте Длинное Белое Облако, какие обычно формируются над островами, и они поплыли к нему, и приплыли в Окленд к новому месту проживания. Так что это памятник путеводному облаку.
Вот оно с торца
И справа оно целиком
Сразу рядом с пассажирским — грузовой порт. Туда привозят контейнеры и машинки.
На берегу встретилось дерево в нарядном свитере
Сначала мы пошли на вулкан Mt Victoria. Там есть тролль и метеостанция с грибочками.
Тролль
Метеостанция
Виды сверху. Вот этот остров — вулкан Rangitoto. Там заповедник, и, возможно, я там окажусь еще.
После вулкана нам захотелось чаю и мы отправились его искать. Время было четвертый час дня.
Товарищи путешествующие и им сочувствующие, имейте ввиду, что НЗ – страна крайне рано уходящая на покой. Кафе начинаю закрываться уже с трех часов дня! Не на обед, а на ночь. В пять уже много закрыто. В семь закрываются продовольственные магазины. Трудно найти ресторан работающий дольше, чем до 9-ти вечера. В даунтауне все работает дольше конечно, но в среднем по стране вот так. Имейте в виду.
Чай мы разумеется нашли, хоть и не с первого захода. И очень вкусный яблочно-ревеневый пирог. Здесь (не в том конкретном кафе, а вообще) очень мило подают чай в чайниках и нормальных чашках (как я не люблю американское пристрастие к бумажным стаканам!), а черному чаю молоко в молочнике. Красота. Все как я люблю.
Ревень здесь на редкость популярный фрукт (на банке с ревеневым йогуртом написано, что сделано из фруктов, выращенных в НЗ, так что будет теперь фруктом). И пироги с ним везде, и варенья, и йогурт. Неожиданно так. Йогурты новозеландские тоже неожиданные. Я не про наполнители, которых кстати какое-то безумное и неожиданное разнообразие, а про сам йогурт. Они вязки и слегонца резиновенькие. Опрос местного жителя показал, что это фича, а не баг.
Кстати о кофейнях. Перед поездкой друзья выдали инфу, что в НЗ нет Страбакса. Не прижился типа. Я не фанат Старбакса, я несетевые заведения предпочитаю, да и кофе у них не фонтан, но сам факт удивил. Такое ощущение, что Страбакс есть везде. Так вот таки, по крайней мере в НЗ, он таки есть. Не много, но есть. Своими глазами видела. Внутрь не заходила. Но его тут мало, местные кофейни доминируют, что хорошо.
Кусочек улицы. Если киви живьем увидеть трудно, то его изображения сплошь и рядом.
После чая пришла очередь четвертому вулкану? North Head. Мы вышли к нему не той улицей, но добрый местный дядечка пропустил нас через свой двор к тропинке. Заодно развлек нас (и себя) беседой за жизнь. Вулкан изрыт фортом. Построили в начала 20 века в страхе перед нападением русских. Потом улучшали и расширяли все так же перед лицом страшной русской угрозы. Россия вообще собиралась когда-нибудь нападать на НЗ? Я не в плане миролюбия мой прекрасной родины. Но НЗ? Нахрена? Пардон май френч. Это мне не за державу обидно, это я за киви переживаю. Ну да ладно, зато теперь тут гнездо парапланеристов, похоже ветер хороший.
Остатки форта
Закатный вид
А вот эти мощные заросли на переднем плане — лен. Новозеландский, ясное дело. Ко льну он никакого отношения не имеет, кроме того, что маори его научились выделывать и плести из него полотнища. Растет он везде и в огромных количествах.
За разговорами на обратном пути в парому у меня случился поссумный инсайт.
Для затравки пара баек. Я не знала, но бытует в большом мире пара баек про НЗ и поссумов. Первая, что в НЗ есть соревнования детские – кто дальше забросит дохлого поссума. А вторая, что дохлого поссума можно сдать и за него дадут деньги. Вторая байка отчасти правдива, таки можно сдать за деньги, но только шкурку без поссума внутри и целую в хорошем состоянии. Я озадачилась востребованностью поссумных шкурок.
И выясняется, что из шерсти поссума господа киви вяжут шапки, шарфики, перчатки и свитера! Свитера! Из поссума! За безумные деньги. Свитер из поссума – 400 баксов. Господа, вы поссума себе представляете?! Если что, то это вот.
Ближайший родственник нашего вашингтонского опоссума, которых легче всего встретить задавленным на дороге.
Они тут не местные (местных млеков тут несколько летучих мышей всего), и как я прямо сейчас вычитала, ища ссылку, завезены из Австралии именно с целью развития меховой индустрии.
Как выяснилось шерсть у него мягкая и теплая. Но корооооотенькая…Поэтому прядут в пополаме где-то с мериносовой.
Чтобы развеять мои сомнения меня завели в магазинчик и продемонстрировали изделия из поссумной шерсти. Правда очень мягкие и приятные. Если бы шерстяные перчатки из поссума с меховой оторочкой из него же не стоили 90 баксов, я бы их даже купила. А так только потрогала и ярлык сфотографировала.
Вот что плохо в НЗ – это их странная манера считать свою страну теплой . На улице конечно не минус, но ночью температура стремится к нулю, хотя его и не достигает, а отопление в отеле только номинальное. Т.е. батарея как бы есть, но она такой эээ комнатной температуры. Обнаружила правда таки теплое место, к сожалению уже под утро – шкаф. Т.е. обнаружила то я его сразу, но вот то, что он с обогревом поздно. Шкаф в стене и в нем две горячие трубы. Сильно замерзну – буду спать в шкафу. Стоя.
Зато есть чайник, а не кофеварка. И большой запас чая и молока. Половину отданной джетлагу ночи на нем и жила.