Гуляя по садику возле частного водопада я уткнулась в дерево, густо увешанное пупырчатыми здоровенными плодами. Плоды были разнообразного размера и торчали прямо из ствола дерева на коротких черешках. Таких несуразно устроенных созданий мне еще не встречалось, но что-то шевельнулось в глубинах книжной памяти и определило дерево как хлебное.
Я порадовалась встрече, обфотала деревце со всех ракурсов и счастливая пошла дальше. Но какое-то сомнение тихонько грызло меня, не давая спать спокойно, так что пришлось посреди ночи залезть в интернет и выяснить, что это таки не хлебное дерово. Точнее, хлебное, но индийское хлебное дерево, оно же джекфрут.
Дальнейшее курение интернета показало, что не индийские хлебные деревья на острове тоже имеются, более того, в отличие от джекфрута, которого на острове единицы и только в садах, хлебных деревьев на Гавайях полно и растут они там вполне себе дико и повсеместно. Более того, я их повсюду встречала, но как-то они у меня с идеальным образом хлебного дерева не связывались.
Вот оно, хлебное дерево ака Artocarpus altilis.
С джекфрутом они впрочим близкие родственники, принадлежат не только к одному семейству, но и одному роду.
Хлебное дерево родом из Новой Гвинеи, полинезийцы же, расселясь по всем Океании, прихватывали его с собой. Как полинезийцам в целом было свойственно, привезенные собой растения (да и животных тоже) они не шибко возделывали, а выпустили их на волю на самостоятельное житье, а потом ходили собирали себе не пропитание. Привозили, так сказать, окружающую среду, а не сельское хозяйство. Климат для хлебных деревьев на Гавайях оказался благоприятным, они расселились и зажили своей жизнью.
Вообще хлебные деревья опыляются фруктоядными летучими мышами. Летучие мыши на Гавайях есть, это кстати единственно нативное наземное млекопитающее островов. Но мышей там только один вид, и он насекомоядный. Как обходятся хлебные деревья, не знаю, но как то обходятся. В принципе, культурные хлебные деревья могут плодоносить без опыления, но тогда плоды будут без семян. В диких условиях саморазмножения хоть небольшая часть плодов должна давать семена, т.е. опыление нужно хоть иногда, и толи мыши не брезгуют десертом, толи деревья нашли нетеплокровных друзей себе в помощь, но как то справились.
У гавайцев само-собой есть легенда о появлении хлебного дерева на островах. Жил-был бог Ку. В какой-то момент его посетила идея дауншифтинга, и он поселился среди смертных под видом фермера, и крестьянским трудом стал добывать хлеб свой насущный. Завел смертную жену и детей, и всячески наслаждался пастральной жизнью. Ну тут настал великий голод. Семья бога заголодала, и соседи тоже, все начали потихоньку вымирать. И тогда Ку сказал жене, что может всех спасти, но в таком случае должен будет покинут семью. Жене стало жалко детей, и она согласилась. И Ку тут-же ушел в землю по самую макушку. А из макушки быстренько выросло дерево, зацвело и надавало множество плодов, которые прокормили всю деревню. Дерево оказалось хлебным.
Хлебные деревья и в самом деле обладают чрезвычайной плодовитостью. Одно дерево выдает до 200 плодов за сезон, весом от 0.2 до 6 кг (на одном дереве могут быть плоды разного размера). Урожайность зависит от климата, дерево любит, чтобы было тепло и сыро. А сезон плодоношения у него 9 месяцев, потом 3 месяца отдыхает.
Вот, кстати, плоды поближе.
Что касается вкусовых достоинств, то это такой древесный батат. Куча крахмала, немного белка. Его жарят, пекут, тушат, мастерят лепешки. Гавайцы делают из него вариант пои, крахмального клейстера, который они считают соусом, и который обычно делается из корней таро. Продуктивный сезон хлебного дерева длинный, но не бесконечный, и полинезийцы придумали способ хранение. Плоды чистят, режут, заворачивают в большие плотные листья, и прикапывают в землю. Плоды там ферментируются, но не загнивают, и превращаются в кислую, густую, липкую массу. Эта масса может храниться несколько лет, самый известный долгожитель достиг 20 лет хранения. По мере надобности ее извлекают и пекут лепешки.
В общем, такие фрукты для бедных. Просто, сытно, изобильно. В 18 веке британцы специально завезли хлебное дерево с Таити на Карибы, для прокорма голодающих рабов в своих колониях.
Вернемся к кузену хлебного дерева, джекфруту ака Artocarpus heterophyllus. Хотя по большинству признаков они весьма схожи, но если хлебное дерево растит свои плоды, как нормальное дерево на концах веточек, джекфруту приходится извращаться. Ветки у него хрупкие, а плоды тяжелые. Вообще, у него самые тяжелые плоды среди растительного мира, до 34 кг. Этакий гинесский рекордсмен. Поэтому растит он их прямо на стволе и крупных ветвях.
Родина джекфрута Индия и Бангладеш, пищевые достоинства у него в целом те же, что и у хлебного дерева, однако несъедобные части плода довольно дурно пахнут, поэтому по популярности он сильно уступает хлебному дереву. Зато древесина у него термитам не по зубам, потому очень популярна в термито-населенных странах.
Оба дерева, кстати, особенно джекфрут, насквозь пропитаны латексом (на некоторых фото видно белые капли на плодах), что не облегчает разделку плодов.
Вот это совсем юных плодик — белое — латекс.
Я ни батат, ни даже бананы не люблю, так что пробовать сие крахмалистое создание не стала, но внешний вид мне его очень понравился, такое оно несуразное.
А вообще, у рода Артокарпус дофига представителей, более 60 видов. Все произволят латекс, многие как-то съедобны.
Но пробовать не хочется, разве что совсем оголодаю:)