В детстве я про клюкву читала только в книжках. Про все эти бесконечные болота, по которым бродят люди в сапогах до ушей и с коробами за спиной, принося домой туеса и ведра красной кислой ягоды. В нашей сибирской тайге клюква не росла. Там росли брусника, черника и голубика, которые, конечно, клюквины двоюродные братья и сестры, но клюквой все же не являются, хотя и гораздо вкуснее.
Первый раз я живую клюкву увидела в Киеве (казалось бы, где Киев и где клюква), на какой-то растительной выставке-продаже. Там была образцово-показательная грядка продажной клюквы. На мху лежали рубиновые полупрозрачные ягоды, прикрепленные к тоненьким зеленым стелящимся ниточкам. Ровно такая, как я ее себе и представляла. После этой мимолетной встречи клюква опять надолго пропала из моего поля зрения.
Во время жития на Лонг Айленде (штат Нью Йорк) мы полюбили сплавляться по речке Peconic, текущей через восточную треть острова, и впадающую в Pecоnic Bay, разделяющий Лонг Айленд на северный и южный хвостики. Речка тихая, сонная, постоянно расширяющаяся на бусины озер, заросшая камышами и изобилующая птицами, черепахами и прочей околоводной живностью. И вот где-то посреди этой речки имелось три последовательных расширения, именовавшихся прудами бывшей клюквенной фермы. Карта с описанием маршрута так и утверждала, что тут, в этих прудах, раньше разводили клюкву. Каждый раз, проплыая это место я недоумевала, как можно выращивать клюкву в пруду, клюква должна расти на мокрой, но суше.
Потом в американском магазине мне попалась свежая клюквоягода. Она была здоровенная, бело-красная, твердая, совершенно не сочная, и нифига не походила на ту ключву из книг и с образцовой грядки.
Позже я переехала в Ванкувер и как-то осенью меня свозили на сбор клюквы. И там я увидела такое.
Ближе нас не подпустили и в детали клюквоводства влезть не дали, но мой ученый мозг сказал, что дальше так продолжаться не может и с клюквой пора разбираться.
Как и предполагалось, та российская клюква и здешняя американская оказались разными клюквами, хотя разумеется и родственниками.
Род Вакцинум (Vaccinium) включает в себя два подрода — Вакцинум (Vaccinium), в который входит около 450 видов, включая такие вкусности как черника, голубика и брусника, и подрод Клюква (Oxycoccus), включающий собственно клюквы, толи три, толи четыре вида (с самостоятельностью одного вида никак не могут определиться.)
Клюква обыкновенная, она же болотна ака Vaccinium oxycoccos — это та самая клюква, которую собирают на европейском севере ведрами и туесами, и которую я видела на образцово-показательной грядке. Хотя некоторые источники норовят внести ее в список особенной русской гордости, растет она по всему северному полушаю, включая Европу, Азию и Америку.
Есть еще загадочная клюква мелкоплодная ака Vaccinium microcarpum, которую русские источники норовят вынести в отдельный вид, а прочите причисляют к клюкве обыкновенной. В общем точно такая же как клюква обыкновенная, только мелкая.
И второй важный представитель это клюква крупнолодная ака Vaccinium macrocarpon, которая чисто северо-американский вид, и которую собственно возделывают культурно американские и не только фермеры за ради клюквенного сока, сухофруктных перtкусов, и обедов Днz Благодарения. Та самая клюква, которую собирают на здешних полях, и продают в здешних магазинах.
Ну и заранее отвечая о тртьем виде — это клюква красноплодная ака Vaccinium erythrocarpum, тоже американский вид, который растет в горах восточной Америки. Медвежья ягода.
В поте лица своего человек растит клюкву крупноплодную. Культивировать ее начали с начала XIX века, в Штатах, самом собой. Этот вид в диком виде растет на северо-востоке американского континента. Собственно все культивирование по началу заключалось в засыпании клюквенных посадок песочком, потому как она так лучше растет. Потом уже стали выведением сортов заниматься.
Но самое прикольное это сбор клюквы. Поначалу ее , понятно дело, как любую нормальную ягоду собирали вручную, точнее такими же скребками (коробкой с зубьями) как собирают клюкву, бруснику и чернику в России люди, склонные к массовым заготовкам. Небольшое количество клювы до сих пор так собирают. Но человек скотинка ленивая, а потому изобретательная. Клюква ягода очень твердая, захочешь не раздавишь, поэтому при сборе стали пользовать этакие пылесосы, точнее клюквососы. Но все равно было не оптимальненько. И тогда пришли к идее потопа. В клюквенной ягоде полно воздушных камер, и она отлично плавает. От веточек ягода отделяется легко. Так что на момент сбора поле затопляют, клюкву прочесывают граблями вручную и спецмашиной, чтобы отделить ягоды, а потом сгоняют плавающую по поверхности клюкву с этакому эскалатору, который ее и поднимает в кузов машинки. Как соберут, так воду с поля сливают. Такой сбор, конечно, требует специально устроенных полей. Растят клюву в небольших чеках, типа рисовых, идельно плоских (поверхность поля выравнивают по лазеру), с бортиками и системой слива-наполнения.
Заливают поля водой не только на время сбора (это собственно где-то на день), но и на зиму, чтобы не мерзла. В наших краях она просто под водой стоит, а на востоке, где ее гораздо больше, уходит под лед.
На западном побережье клюкву растят в БС, Вашигтоне и Орегоне по краю океана. Много ферм на самом юге Вашингтона, в районе Long Beach. Вдобавок там есть университетские делянки, куда пускают всех желающих посмотреть как клюкву собирают. Делают это в середине октября, и вот туда мы и съездили полюбоваться.
Поле разделено на отдельные небольшие чеки, которые по очереди заполняют водой.
Вот эта чека еще не тронута.
Так выглядит клюква в процессе роста
Вот эту чеку только начали заполнять водой
Клюква, уходящая под воду
Вот здесь уборка в разгаре — чека залита, ягода с веточек отделена и плавает.
У края поля стоит этакий эскалатор к которому клюкву и сгоняют
Гоняют клюкву бравые мужики в резиновых штанах
Трое загоняют ягоду на эскалатор, а двое тягают этакий поверхностный невод, увеличивая концентрацию клюквы возле клюквоуборочного комбайна
Клюква поднимается по лестнице в кузов машинки, которая повезет ее мыться и паковаться
По мере снижения плотности клюквы на поверхности воды, ее сдвигают к одному краю плавучей границей.
Уже больше половины поверхности очистили
Убирают очень чисто, на всей освободившейся поверхности плавает всего нескольго ягод
Основное достоинство клюквы, окромя кислоты, в том что ее можно хранить свежей практически год до следующего урожая, просто в емкости с холодной водой. Да и в обычном холодильнике она лежит месяцами без ущерба для своего здоровья.
Мировые производители клюквы — США, Канада и Чили (по мере убывания объемов). Всю конечно сами не съедают (при всей любви американцев и канадцев к традиционный деньблагодарственным обедам, им столько клюквенного соуса не потребить), экспортируют.
В России пытались еще в конце XIX выращивать американскую крупноплодныю клюкву, но идея завяла, зачем выращивать, если можно пойти в болото, где она растет совершенно самостоятельно, и там набрать.
Теперь правда решили, что надо начать выращивать свою родную болотную клюкву, даже одна ферма уже создана.
И к вопросу почему продажная клювква вся такая наполовину не спелая. У клюквы период цветения шесть недель, соответственно разница в завязывании и поспевании ягод доходит до этих самых шести недель. Собирать начинают, как первая ягода поспевает, соответственно большая часть остается недозрелой. Вообще растянутость цветения это нормально для диких растений, в культуре стараются селекционировать сорта так, чтобы цветение (и созревание, соответственно, было сведено к короткому временному отрезку (чтобы собирать все сразу и спелое). Но в с клюквой похоже на эту тему не заморачиваются, просто привыкли есть зеленой. Точнее белой.