Mt St Helens — вулкан на юге штата Вашигтон, давно и нежно меня интересовавший. Еще 30 лет назад он совсем чуть-чуть недотягивал до трехтысячника (2950), но в 1980 ему нехило сорвало крышу и теперь мы имеем 2550 и кратер шириной в милю, который активно пыхтит, сопит и всячески демонстстрирует свою активность. После того извержения (понятно отнюдь не первого, но самого запомнившего окружающим) территории вулкана присвоили звание National Volcanic Monument, так что это теперь что-то вроде действующей модели вулкана в натуральную величину. Залезть на St. Helens и посмотреть в ее прекрасные недра мне давно хотелось, но посещение сей горы строго лимитировано и оегламентировано, видимо правительство опасается, что стремящиемя к прекрасному горовосходители стопчут остатки вулкана до основанья да еще и потенциально жерло ему забъют, так что 100 пермитов в день и учитывая количество желающих поди его еще купи. Т.е. за полгода купить конечно не проблема, но купить можно только на конкретный день, а поди знай какая погода в этот день будет. А погоду хотелось хорошую, ибо с St. Helens должны быть виды на все большие окрестные вершины, а если в походе не поснимал, то считай и не ходил. Но всегда можно наити выход из положения, хотя порой и странный. С ноября по март количество визитов на Елену (да я знаю, что название горы не имеет никакого отношения к Еленам, святым или грешным, а исключительно к британскому дипломату лорду St Helens (ну кто ему виноват, что имя у него такое), другу Джоржа Ванкувера, бродившего в 18 веке по тамошним местам и дававшему названия всему, что на глаза попадется, но так удобно звать ее Ленкой!) не ограничено, а пермит бесплатен, так что решили мы идти на нее зимой. Осталось выкараулить хоть один день солнца. Западное побережье нашего Тихого океана избытком солнца вообще не отличается, а уж зимой дожди не выключают из принципа. Зима подходила к концу, выловить солнечный выходной никак не удавалось, и мы решили последовать примеру великого Магомета. Боги погоды выдавали 1 (один!) солнечный день в этот понедельник и мы решили ехать. Поскольку вершина у нас, мягко говоря, не совсем под боком и пилить до нее не останавливая часов семь, то верхолазанье решено было совместить с визитом в Ape Cave, которая представляет из себя лавовую трубу, проделанную все той же Еленой во время очередного извержения пару тыщ лет назад.
Для интересующихся схема Елены и окрестностей с достопримечательностями.
Итак в в воскресенье в 3 (три!) утра мы как одуревшие совы плюхнулись в машину и покатили к американской границе. На небе тоненьким серпиком светила луна, природа вокруг изображала весну и вообще ничего не предвещало странного. Одной из причин столь раннего выезда было желание разведать подъезды к горе Glacier, еще одной планируемой на будущее цели, что должно было отнять у нас еще пару часов. И вот сворачиваем мы с сухого весеннего 5-го хайвэя на дорогу номер 20 (по которой нам добираться до Glacier) и тут начинает валить снег. Причем не хиленько сыпать, немедленно тая на дороге, а валить гиганскими хлопьями, формируя в свете фар какой-то бесконечный намертво затягивающий сознание туннель и засыпая дорогу все глубже и глубже. Через час мы поняли, что даже если мы и доедем до искомого сворота, то не факт что выберемся обратно (и это у нас полноприводная машина с зимней резиной), так что надо поворачивать обратно к пятерке, ее хотя бы чистить будут. Доползаем до 5-ки как раз к рассвету, а там тишь, сушь, весна, никакого снега и в помине не было. Мы так и не поняли что это было, провал в параллельную вселенную, локальный прокол пространственно-временного контиуума или временная дыра. Понедоумевали и погнали дальше.
К часу дня, как и планировали, добрались до пещеры. Знаки по дороге предупреждали, что пещера закрыта, но кто мы, что бы верить знакам, когда уже столько проехано. Ну в каком-то смысле она и правда была закрыта, дорогу к пещерной парковке от снега не чистят, но пройти от ближайшей доступной парковки всего милю. И даже при официально закрытой пещере и необходимости топать по колено в снегу там было некоторое количество людей, группки три. Летом же там, говорят, творится вообще что-то невообразимое, в выходные соваться вообще не советуют — стопчут. А вот зимой красота, почти никого. Не смотря на название, приматов в этой пещере никогда не жило и даже рядом не стояло. Названа она в честь группы походников Mount St. Helens Apes, самокритичные ребята были, уважаю.
Идем ко входу в пещеру по глубоко заснеженному лесу.
Табличка извещает, что пещера где-то впереди.
Да тут целая пещерная штабквартира.
Если верить надписям, то мы на планете обезьян. Занесло, однако.
Еще немного побродить по колено в снегу и мы у входа.
Ape Cave — самая длинная лавовая труба на континенте — 3.9 км. Возникают такие трубы при извержении, когда лавовый поток снаружи застывает, формируя этакую трубу, а внутри все еще продолжает течь. Труба, это мягко сказано, вообще это метрополитен какой-то, небольшой поезд там точно запустить можно.
Главный вход — пролом в потолке пещеры.
Отсюда можно направится вниз в Lower Cave (0.75 мили в одну сторону, для возвращения надо вернуться обратно) или вверх в, соответственно, Upper Cave (1.5 мили и есть запасной выход к конце). Разница высот между крайними концами пещеры около 200 метров.
Пошли сначала прогуляться по Нижней пещере. Это вообще натуральный метрополитен — ровный пол, высокие потолки. В туфлях гулять можно.
По полу небольшенькие ручейки текут и, вообще, влажно.
В гладких лавовых стенах иногда встречаются дырки.
Периодически появляются боковые полки и мостики между ними.
Иногда подиумы прямо на полу.
Верхняя пещера позатейливее нижней.
Она уже напоминает какой-то окаменелый кишечник. Со спайками.
Ручьи по ней тоже текут и, в отличии от нижней, стоит туман.
На стенах всякие замысловатые полочки появляются.
Пол утрачивает ровность и сглаженность, чем выше лезешь, тем больше завалов.
Потолок обвалился, приходится прощемляться через завал.
Равномерность наклона тоже исчезает, кой куда приходится карабкаться.
Коридоры сужаются.
Потолок. Лавовая капель.
Расцветочки порой вполне веселенькие.
Туман уже вполне ощутимый.
Прям натурально лазить приходится (хотя бы для видимости, а то неудобно, прогулочная пещера прям).
Ну натуральный кишечник.
Дыра на волю. Из дыры сыпет мокрый снег.
А вот и запасной выход на волю.
Лезешь из дыры, никого не трогаешь, а на тебя паппараци как накинутся…
И галопом по заснеженному лесу к машине, а там в ближайший мотель и отсыпаться перед завтрашней вершиной.