Острова Королевы Шарлотты — день пятый — понемногу обо всем

Поскольку пятый день был нашим последним днем на Graham Island, и ночевать мы собирались уже на Moresby Island, после прогулки к останкам баржи решено было ехать обратно, в сторону Queen Charlotte, откуда ходят паромчики на Moresby, но не по главной дороге, по которой мы приехали сюда, а по лесовозным дорогам, идущим чуть западнее, чтобы заодно посмотреть, что там интеренсого. Сначала было нужно доехать немного дальше на север по главной дороге до Port Clemence, ибо приличная грунтовка, идущая на юг, от него и начинается.
В Port Clemence есть музей, что-то типа из жизни и быта пионеров. Не тех, которые «привет Кибальчишу», а которые из Фенимора Купера. Внутрь мы не пошли, а снаружи куча всяких прикольных железяк валяется.

Бревнохваталка

Грунтохваталка

Не знаю чего хваталка

Плуги

Прикольная фигня на гусеничках

Большая паровая хреновина

Ее сестра

Очень высокая хреновина

Тофсла с Большим Гаечным Ключом

Макет пикирующего бомбардировщика

Колесный агрегат

Бульдозер (ну наконец-то я опознала хоть одну желязяку), к которому прицепили большеколесную красную хреновину

Приобщившись немного к человеческой цивилизации, нашли начало грунтовки, которая в том месте называется Golden Spruce Trail, и поехали смотреть сначала на знаменитый Golden Spruce, который там растет км в 10 от города. Парковочка, короткая тропочка, приходишь к речке Yakoun, а там табличка, что на том берегу рос огромый 300-летний Golden Spruce (какая-то локальная мутация ели, которая вроде как придает золотистый оттенок иголкам при соответствущем освещении) 50-метров в высоту. Таких золотистых деревьев мало, это было известное, на него все ходили смотреть, пока январской темной ночью 77 года какой-то лесоруб-злоумышленник его не свалил втихушку, в плане личной мести за усиление регулирования лесоразработок. Дерева уже давно нет, но тропинка осталась, все ходят посмотреть на место, где оно раньше росло. Но тропинка по-любому симпатичная, хоть и коротенькая, с кучей огромных деревьев вокруг.
Это не знаменитый пень, просто какой-то пень.

Но большой

Речка Yakoun

Вот где-то тут на том берегу росла знаменитая ель

Бревнышко с юной порослью

Лишайнички

Традиционный слизнячок

Тофсла обнимается с кедром, который на самом деле туя

Грибочек

Отдав дань уважения Золотистой Ели, поехали дальше по дороге на юг к месту, обозначенному как Haida Canoe. К каноэ надо некоторое время идти по заросшей дороге, потом по тропе. И вот, посреди леса, в нескольких километрах от ближайшей воды значимого объема, стоит заготовка огромного каноэ из ствола гиганского кедра (который туя).

Нос не обработан вообще, и уходит куда-то глубоко в кусты

А корма уже так вполне прилично обточена

Такое ощущение, что во время очередной прогулки по лесу какой-то индеец увидел огромное дерево, сказал себе — какое каноэ вырезать можно! — притащил всю деревню, они его с энтузиазмом начали резать, но в какой-то момент имеющийся в любом коллективе унылый прагматик сказал, — ребята, а как мы его до воды то потащим? Ребята призадумались, почесали репы, и бросили каноэ на съедение врагам. Туя дерево крепкое, быстро его не съешь, там и лежит. По лесам там, кстати, таких сильно недоделанных каноэ изрядное количество валяется, просто это легко достигаемо и заброшено на уже хорошое опознавамой стадии обработки. Хайда, похоже, знатные последователи Робинзона Крузо.
Кстати, любое дерево на острове, к которому прикоснулся томагавк индейца, считается CMT, Cultural Modified Tree (культурно-модифицированное дерево), и трогать его лесорубам категорически запрещено. Поскольку индейцы потесывали как правило самые могучие деревья, лесорубы тоже имели на них виды, и поначалу стесывали индейские метки потихоньку, и говорили, что так и было. Теперь все деревья до вырубки должны быть происпектированы специальной комиссией, и число CMT в лесах растет.
Вот они, следы томагавка, делающие дерево культурно-модифицированным.

После общения с CMT едем дальше на юг, и заглядываем на лососевую ферму.
Озерцо в лесу по дороге

На ферме пустота, на сарайке надпись: Здесь больше нечего воровать.

На фермерском озере кинуты понтоны к загородкам для мальков. В большинстве загородок пусто, в некоторых рыбки пытаются самоубиться путем выбрасывания в воздух. Некоторым даже удается.

В какой-то момент увидели уходящую направо от нашего маршрута Rennel Sound Road, глянули на карту, увидели что ведет дорога в бухту на западном побережье, ехать недалеко, и решили быстренько сунуть туда нос. А то западное побережье у нас по плану предусмотрено не было, а оно сильно должно отличаться от восточного, там горы круто уходят в море, а климат намного более суров и влажен. Ну и поехали. Дорога начала круто спускаться вниз к морю. Машина у меня не вездеход ни в одном глазу, дорога очень круто идет вниз и становится все мокрее и грязнее. А над головой все сильнее сгущаются тучи. В какой-то момент я понимаю, что если, пока мы будем там, пойдет дождь, то наверх мы просто не въедем, и останемся там навсегда до какой-нибудь глобальной засухи. Но раз уж сунулись — надо хоть до моря доехать. Вползли в Rennel Sound. А там фьорды, туманы, красотища… И совсем, совсем по-другому, чем на восточном побережье.
Но, поскольку все было в тумане, то картинки только живописных коряг.

У берега плавали медузы и демонстрировали свой богатый внутренний мир

Дождь по счастью не пошел, в гору мы въехали без проблем, и через какое-то время были в Skidagate, откуда примерно каждый час бегает паромчик в Alliford Bay на Moresby Island.

В ожидании парома пересеклись еще раз с юбилейным тотемным столбом, о котором я писала, и который начал свое путешествие к месту установки.

Верхушку уже со Сморителями приделали

Плывем. Вечереет.

Из Alliford Bay поехали сразу в Gray Bay (хорошая грунтовка вдоль восточного берега) на кэмпсайт того же имени. Сайты шикарные, очень изолированные, на лужайках под прикрытием леса, но с видом на море. Соседей не видно. Их там, впрочем, и не было. Одна незадача — пресной воды там нет, на карте показана речка, она конечно есть, но поскольку она там впадает в океан, а местность плоская, то вода в речке соленая. Пресную надо привозить с собой. У нас не было, ага. Отъехав, впрочем, на несколько км обратно нашли ручеек, где и заправились.

Вид на вечернее море с кэмпа.

Пришла олениха, долго паслась вплотную к нам.

Солнце село, пора спать.

Продолжение следует…

Острова Королевы Шарлотты — все посты