О жизни полярных медведей в городе Черчилле я рассказывала, надо бы не обделить вниманием и сам город и его окрестности. (А мужественно дочитавшие до конца узнают как отличить Манитобу от Саскачевана).
Расположен город Черчилль в изрядных канадских жопенях, на берегу Гудзонова залива,
в месте впадения реки Черчиль,
58 градусов северной широты.
До ближайшего населенного пункта, Томпсона, день на поезде пилить. До столицы провинции, Виненипега, часа три самолетом или пару дней все тем же поездом.
Кстати попасть в Черчилль можно тремя путями:
самолетом из Виннипега
правда не каждый самолет долетает
поездом из него же, или водным путем. Последнее доступно только летом, поскольку зимой Гудзонов залив на радость медведям покрывается льдом.
Лет десять назад товарищ из Англии (могла страну попутать, но точно из Европы) вот на этом кораблике и приплыл. Кораблик только в те времена другое имя носил. Товарищ осел в Черчилле, а его кораблик стоит теперь памятником на берегу.
А некоторые не доплывают. Как сели на мель, так и сидят уже сколько лет.
Автомобилем до Черчиля не доберешься. Дорог нет. Т.е. через город идет дорога, 30 км в одну сторону, 30 км в другую сторону, и растворяется в тундре.
Но знаки дорожные есть
Основала Черчилл в начале восемнадцатого века ко много чему во знешних местах руку приложившая Hudson Bay Company. Поначалу это был собственно форт и торговая точка. Меха скупали и эспедиции рассылали.
Впрочем по размерам Черчиль с тех времен незначительно подрос, и сечас там население мешьше тысячи. Медведей поболе будет.
В последние годы население потихоньку уменьшается, в результате куча заброшенных домишек в округе
И недостроенных развалин. Предполагался стильный отель
В начале ХХ века туда провели железную дорогу и построили полновесный порт. Зерно Манитобы и Саскачевана уходит в мир через этот порт. Функционирует он, разумеется, только летом.
Во вторую мировую в Черчилле обосновалась американская военная база.
Много где стоят знаки — опасайтесь неразорвавшихся снарядом. Находят их до сих пор.
И ракетный испытательный пункт.
В 60-х вся милитаристкая деятельность прикрылась.
Теперь в Черчилле только порт и туризм. Летом народ едет смотерть на белух. Они толпами приходят в реку Черчилл нереститься рожать детенышей. За ними приходят и касатки, этими детенышами перекусывать. Можно плавать на реке на каяке или просто в гидре и трогать белух за спинки.
Осенью сезон медведей. Сама большая Черчильская достопримечательность.
На таких тундобагах возят туристов за медведями
А зимой северное сияние. Японцы ездять зачинать особо таланливых и вообще всяко прокачанных детей, а остальные просто любоваться.
Еще один местный вид деятельности — собачьи упряжки. В городе три владельца собачьих упряжек.
Один катает туристов. У него исключительно лайки. Те самые, о вовлеченности которых в жизнь медведей я рассказывала.
А вот два других держат собак для спортивных гонок. На этих гонках, оказывается, приличные деньги делаются. И собаки в них участвующие уже далеко не чистокровные лайки. Их скрещивают с гончаками для придания скорости. Собака при этом естественно теряет в приспособляемости к суровым северным условиям. Смотреть на них жалко, мерзнут они ужасно.
Сидят на будках, поджимают лапы
Но очень дружелюбные, подходишь, сразу лезут гладится и общаться.
Особой эстетикой архитектуры Черчилл не отличается
Церковь
Склады
Кладбище
Бочечные поля
К чему относятся эти потрепанные яйца выяснить не удалось.
Городок конечно маленький, но морской, поэтому набережная для прогулок имеется. Нельзя морскому городу без набережной.
Слева от скамеет знак — пешком не ходить — медведи. Я не очень понимаю, предполагается сидеть на скамеечках в автомобилях? Или медведи умеют читать и ходят исключительно с той стороны знака? Хотя я собственными глазами видела, что не умеют. Ну или умеют, но считают, что людские законы им не писаны.
Вид с набережной на порт
Набережная издаля
Самая высокая точка в районе города
По городу бегают не только медведи, но и лисы
Вокруг города тундра, крохотные елочки, граниты и океан.
Обратно в Виннипег мы поехали на поезде, чисто опыта для. Да и не ездила я на поездах уже очень давно. Канадский поезд оказался пристойным (мы купе брали, за двое суток на лавке можно попу напрочь отсидеть, но есть люди с тренированными попами, едут в общем вагоне). Купе с собственным сортиром и умывальником. В вагоне на четыре купе душ (а вода из душа таки на рельсы выливается!). Кормят и поят вполне прилично. Проводники такие заботливые. Но бока за двое суток отлеживаешь.
Поезд едет оооочень медленно. На вечной мерзлоте он боится разгоняться, а в степях видимо по привычке. Правда иногда в степях он иногда таки разгонятеся ненадолго до приличной скорости и тогда начинает восторженно гудеть.
Сначала едешь по тундре, потом по тайге, а потом по бесконечных хлебным полям.
Тут я узнала, чем Манитоба отличается от Саскачевана.
Сидим мы в вагоне-ресторане, обедаем. С нами за столиком сидит пожарный из Томпсона.
И говорит в какой-то момент — О! В Саскачеван въехали! (Поезд на своем пути в каком то месте пересекает немножко Саскачевана).
Я о окно смотрю, все тоже бесконечно белое поле с отдельностоящими купками деревьем ни чем не выдат свою принадлежность к другой провинции. Пограничного забора тоже поставить не удосужились.
Мы офигело вопрошаем — Эээээ?
А он говорит — на провода смотреть надо. У ЛЭП над рабочими проводами под напряжением идет еще защитный провод без напряжения. Вот в Саскачеване этот защитный провод один, а в Манитобе два параллельных (или наобот, не помню, не суть). Так что если не знаешь где проснулся, в Саскачеване или в Манитобе, смотри на провода. Один раз я правда ивидела сразу три провода, видимо это была граница.