«Под российским крестовым флагом
И девизом:»авось!»
Ну ок, флаг был не российский, а финский. Потому как порт приписки. Шел Авось преимущественно на автопилоте. С ними теперь постоянно так. А к парусам прилагался дизель. Но тем не менее. 1360 морских миль, девять суток открытого океана, двухмачтовая шхуна. Новый опыт.
Amazone (подозреваю, что тогда ее звали по другому) родилась в 1963 на голладских верфях как рыболовецкое судно. Чистый дизель, никаких парусов. Тридцать лет голланды ловили на ней рыбу, а потом продали финнам, и те передалали в двухмачтовый парусник — 42 метра, пять парусов (в спецификации написано семь, но я, хоть убей, не знаю, где на ней можно поднять еще два).
Финны на ней, похоже, надолго в море не ходили, ночевали у причалов, к жизни при сильной качке шхуна в бытовом плане плохо приспособлена. На камбузе ничего толком не закрепляется, все регулярно летает на пол, в том числе и свежеприготвленная еда на всю команду. Койки двухярусные, у верхних нет никаких приспособлений, удерживающих спящее тело от полета вниз. Первые сутки нас изрядно качало, и я периодически примеривалась, обо что долбанусь своей крайне дорогой мне головой — о батарею или об умывальник, и что причинит голове меньший вред (вывод неутешительный). Как выяснилось, населяющие верхние кровати члены команды обдумывали этот жизненный вопрос прямо от Хельсинки, в Северном море их изрядно штормило. Сейчас команда перманентно судно допиливает, и им еще пилить и пилить.
Год назад шхуну купила русская компания. Летом на ней катали туристов вокруг Новой Земли, зимой будут катать у берегов Антарктиды, а сейчас у шхуны перегон от одного полюса к другому, и по пути она берет юнг — ознакомится с морской жизнью.
Маршрут Хельсинки — Ушуайя, с заходом в Киль, Брест, Тененрифе, Минделу и Итажаи. Общая длительность перехода 8880 морских миль, переход примерно два с половиной месяца. Сесть можно на любом участке. Я шла кусочек от Бреста до Тенерифе.
Сушу видишь в месте посадки и месте высадки.
Марина в Бресте — Amazone — единственное двухмачтовое судно у пирса справа.
Еще немножечко марины (больше марины, а также город покажу отдельно)
Но вот мы уже и уходим.
Жизнь юнг состоит из несения вахт вместе с командой, а также теоретических занятий по устройству парусников, управлению парусами, навигации, и всему прочему полезному.
Вахт, в смысле групп людей стоящих вахты (которые время работы) вместе у нас было три, и стояли мы их по три часа через шесть. Скажем, заступил на вахту с 12 ночи до трех утра, следующая с 9 до 12, следующая с 18 до 21, и так в бесконечность. Вахта занимается, собственно, управлением судном. Ставит/убирает паруса, перехватывает управление, когда автопилот взбрыкивает и отваливается, контролирует расхождение с мимопроплывающими судами, следя за ними по радару и визуально, и корректируя курс в случае необходимости. И вообще бдит, мало ли чего.
Центральное рабочее место вахтенных — штурвал,компас, мониторы приборов.
С парусами мне не очень повезло. Грот ставили один раз в первый день, но я это плохо помню, потому как из Бреста мы вышли после шторма (еще сутки в Бресте стояли внепланово, этот самый шторм пережидая), качка была изрядная, меня с непривычки укачало (там полкоманды укачало), и я лежала в отключке до утра. Утром мне похорошело достаточно, чтобы выползти на вахту и даже позавтракать (ну почему у меня ни при каких обстоятельствах не пропадает аппетит, а?), но ветер стал стихать, перешел в попутный, и грот к вечеру спустили.
Вот он еще стоит.
А потом поднимали только раз еще, да и то только чтобы переложит в нового Lazy jack -а (такой веревочный гамачок для спущенного паруса, чтобы лежал аккуратно).
Вот он в нем лежит.
А потом мы всю дорогу шли в попутном азорском пассате, но он был слабенький, мы выбивались из графика и топали под мотором, полоская стаксель.
В общем, с парусами работа не задалась. Оставалось отбирать рулежку у автопилота, когда становилось скучно. Разница с баржей только в большей спортивности мероприятия- судно больше, штурвал больше, крутить его, чтобы сдвинуться на градус, приходится не одним пальцем на сантиметр, а двумя руками на полоборота, прикладывая усилия.
Основным же развлеченим было смотреть на радар на предмет мимопроходящих судов, смотреть, что они через AIS о себе сообщают и рассматривать их вживую.
Вообще на судне, которое идет в сотнях миль от берегов, вдали от торных судовых дорог, а ближайшая земля в четырех километрах (это я про дно, если что), внешние развлечения ограничены (но на ваш внутренний глубокий мир никто не покушается), но имеются.
Некоторые из них регулярны и хорошо сочетаются с вахтами.
К примеру, встаешь на вахту в девять вечера. Тут тебе начинают давать звездное небо. А оно там роскошное. Засветки в океане почти никакой, на шхуне ночью всего два сигнальных огня горят, все небо твое. Сначала восходит Венера, потом появляется Сириус, дальше больше, и вот весь роскошный Млечный Путь над твоей головой.
К полуночи появляется луна. Тут ты правда уже уходишь с вахты, но на следующий день вахта сместится на полуночную и можно любоваться роскошной луной все рабочее время.
По ночам, опять же, можно любоваться судами интересной освещенности (если они вообще появляются). Как-то мимо проплывала баржа с вышками типа буровых, прямо новогодняя игрушка (400 метров в длину), а не кораблик.
Ближе к восьми утра дают завтрак, а также восход солнца. Очень достойное зрелище.
Днем показывают море. Изредка по нему вдалеке проплывают другие суда. Иногда пролетает птица морская. Однажды к нам залетел королек. Королек! Что он там делал посреди океана — полная загадка, но наш инструктор сказал, что они их вот именно посреди океана регулярно видят. Залез в парус и исчез с глаз наших. Кстати, на Тенерифе полно корольков. Освоили морской транспорт и плывут туда на мимопроходящих судах? Иногда появляются дельфины. Выныривают перед самым носом, какое-то время плывут наперегонки с лодкой и исчезают в океане.
Из атмосферных явлений пару раз давали радугу.
Иногда давали дождик.
Один раз показали остров. Вы его видите? А он там есть.
Еще можно развлекаться поглядывая на эхолот. Когда под тобой 4 км воды, от эхолота толку мало, и показывает он прочерки. Но иногда на нем вдруг появляются цифры — 8 метров, 11 метров. Тогда можно делать ставки, кто под тобой проплывает — косяк, подводная лодка или кит. Что характерно, правду все равно не узнаешь.
Днем, кстати, еще дают обед. Это тоже важный момент.
По мере продвижения на юг воздух и вода все теплели и теплели, и в какой-то момент оказались оба равными 23С. Тогда в дневную рутину вошли водные процедуры. Купаться в таком необъятном пространстве — отдельный кайф.
Еще можно залезть на бушприт и полюбоваться на море или на лодку.
Вечером дают ужин и закаты.
Закаты, надо сказать, отличные дают.
А потом опять приходит пора звездного неба.
Кстати, об обедах, завтраках и ужинах. И о камбузной вахте. Помимо нормальных вахт, для матросов (из команды) и юнг имелась еще и камбузная вахта. С 12 дня до 12 следующего дня. Сутки через трое. От основных вахт на это время свободен. Готовил на лодке профессиональный шеф, у него была постоянная помошница. Готовил шеф вкусно и с фантазией. По утрам он, правда, не всегда просыпался, и завтрак тогда готовили сами, но завтрак и так обычно без наворотов. Задача же вахтенных — накрыть, убрать (таская все это между кают-команией наверху и камбузом внизу), помыть посуду, вообще прибраться, как-то помочь при готовке (порезать там чего, помешать работе кока). Работы не избыток, и ночью спишь (ну, собственно, единственное преимущество). В камбузе, правда, жара и духота, что минус, но недолго можно и пережить. Но со мной на камбузную вахту попала прекрасная юнга Оля, которая любит и умеет готовить. Причем именно на толпу любит готовить (а не как я, на трех человек максимум). И это по началу был какой то дизастер для меня лично (ну не люблю я масштабную готовку, да еще и по необходимости), но явный плюс для всех остальных. Ибо к готовке повара добавлялась еще блюдо-другое от Оли. Правда, я быстро осознала, что если каждому дать заниматься своим любимым делом, то будет всем глобальное счастье, и свела свое участие в кулинарном празднике жизни к требуему по расписанию, предоставив Оле наслаждаться кулинарией, сама же линяя на регулярные вахты к любимому радару.
Должна сказать, что монотонность вахт изрядно скрасили коллеги по вахте, в наших головах оказалось на редкость много общего, и мы прекрасно проводили время, толкуя «о многих вещах: башмаках, о кораблях, о сургучных печатях, о капусте и о королях».
К Тенерифе подходили ночью, так что снять приближающийся остров не удалось.
Только уже утреннюю марину.
О Тенерифе это отдельная история.
А путешествие на Amazone закончилось, оставив радость общения с океаном и людьми, и легкое чувство неудовлетворенности от недостатка общения с судном. Хочется теперь более тесного взаимодействия испробовать.