Итак, надлежащим местом для моаи является церемониальная платформа аху. Аху существуют и на других полинезийских островах и являют собой связующее звено между миром живых и миром потусторонним, насколько таковой имеется. В них также хоронили вождей и прочих важных персон. Судя по всему, исходно аху были самодостаточным явлением, а позже их приспособили еще и в качестве подставок под моаи. На острове нашли больше 300 аху, на 125 из них были моаи. Качество строительства драматически различается. Обычно это облицовка их туфа, внутри забутовано чем придется, в том числе и обломками других моаи. Подставочка стандартно рассчитана на одну статую, но есть и многоместные. Самая большая — Tongariki, на 15 постоечных мест. Она и ближе всего к Рано Рараку, прямо у его подножия.
Это как-раз вид с вулкана.
Большинство аху расположены на берегу океана, что понятно, ставили их рядом с деревнями, а селились возле воды.
Однако недавно были раскопаны аху и поваленные с них моаи прямо в кратере Рано Рараку. Там было поселение скульпторов (и то верно, прямо на рабочем месте жить много удобнее). Опять же постоянный источник пресной воды и плодородная почва для огородов.
Сейчас часть этих моаи поставили обратно на платформы. Близко к ним не подойдешь, но можно помотреть с другой стороны кратера.
Особняком стоит Аху Винапу. Это та самая платформа, которая построена не в типичной для полинезийцев технике «насыпем кучу мусора, а сверху плиточкой как-нибудь прикроем», а в гораздо более сложной инкской. Гранитные блоки идеально пригнаны друг к дугу без всякого связуещего материала. Предполагается, что платформа построена участниками экспедиции Тупак Инка Юпанки. Возможно у них кто-то важный умер и они его там похоронили.
Расположена Аху Винапу на берегу, как и большинство платформа.
Моаи на нее установили уже полинезийцы много позже создания самой платформы.
Они, как и все остальные на острове, были повалены (об этой части островной истории в следующем выпуске).
Пукао отдельно валяются.
Сейчас, после того, как европейцы проявили большой интерес к древней культуре острова, аху, моаи и прочее историческое наследие стало кормовой базой островитян. Остров живет исключительно за счет туризма (ну и дотациями государства), а турист прет посмотреть на гигантские каменные статуи (ну и немножко подайвить, там отличный дайвинг). Весь остров такой большой национальный парк. Все более-менее крупные (крупный — больше пары камней) истоические объекты огорожены и на входе сидит условная бабка, проверяющая билеты. 80 американских долларов (касса в городе) и в течении десяти дней можно посещать любые исторические объекты. Два самых крупных только по разу, остальные сколько хочешь, если конечно потребность возникнет. Больше всего меня потряс учет и контроль. Условная баубка не только проверяет твой билет и ставит на него штамп (совершенно не понимаю зачем нужен этот штам за исключением тех двух мест, куда можно зайти только один раз), но и заставляет записать в бортовой журная всю информацию о себе — имя, возраст, национальность, номер паспорта, профессию, количество детей (не зависимо от их наличия здесь и сейчас), образование и еще пять не менее загадочных пунктов. И так на каждом пропускном пункте! Мне даже подумать страшно нахрена им это надо.
Условные бабки стремятся и дополнительную прибыль получить на рабочем месте помимо зарплаты. Кто кур разводит, кто прохладительные напитки продает. Бабка на Аху Винапу (которая была молодым мужиком) пасла там лошадей. Вообще ко всем эти историческим камням прикасать категоричски запрещено, штраф типа 10 тысяч американских долларов, но лошадям можно, с них штраф не возмешь.
Другое место повышенной концентрации аху и моаи — Аху Тахаи.
Там есть многоместная платформа и несколько одноместных.
Целые статуи были установлены по новой, разбитые же валяются кругом.
Еще одна крупная платформа на берегу — Аху Ваиху.
Моаи лежат поваленные на ней.
Шиньоны отдельно валяются.
Одинокий моаи стоит на отдельной платформочке.
Около пропускного пункта, где сидит условная бабка (тамошняя бабка разводит кур) есть реконструкция хижин и каменного огорода.
На северо-восточном побержье расположен комплекс Te Pito Kura.
На одноместном аху там стояла самая большая из успешно установленных в свое время моаи, Paro Moai. Высота 10 метров, расчетный вес 80 тон, каждое ухо по 2 метра длиной. По легенде ее установила безутешная вдова в память и для сохранения маны своего погибшего мужа. Судя по всему, это одна из последних установленный моаи, и последняя низвергнутая. Раскололась при падении и сейчас лежит там же где это случилось. И шиньочик рядом валяяется. Самый крупный из оттранспортированых с места изготовления и водруженных на голову.
Вплотную к этой платформе находится забавный артефакт Te-Pito-o-te-henua, Пуп Земли.
Это округлый камень диаметром около 80 см. Согласно легенде его привез король первопосленцев Хоту-Мату’а со своего родного острова.
Камень, вроде как, имеет повышенное содержание железа относительно других камней в округе, и нагревается на солнце сильнее их, а также влияет на поведение компаса. Согласно все той же легенде, он содержит ману, и эта мана улучшает фертильность. До последних лет не было жестоких запретов и драконовых штрафов на телесныйх контакт с островными артефактами, там что некоторые посетители производили эээ улучшение своей фертильности непосредственно на камне. Камень, конечно, не выглядит особо для этой цели удобным, но люди порой такие затейники. В результате построили каменную оградку, чтобы камень излишне не оскверняли. Хотя, как по мне, так внутри оградки даже как уютнее, интимнее что ли.
Однако есть мнение, и я сильно подозреваю, небезосновательное, что Пуп со всеми причиндалами был воздвигнут в 1960-х, дабы привлечь наивных туристов, падких на эзотерику.
Отдельные аху с поваленными моаи можно встретить где угодно.
Полтысячелетия не умолкали удары камня о камень на склоне Рано Рараку. Полтысячелетия гигатские статуи медленно расползались по острову, утверждались на платформах, обзаводились прической и глазами, охраняли обитателей деревнь, делясь с ними маной.
Европейская экспедиция прибывшая на остров в 1774 году не нашла ни одной стоящей статуи.
Все статуи, пребывающие на платформах в настоящее время, раскопаны и возвращены на свои места археологическими экспедициями в ХХ и ХХI столетиях.