Шпицберген
Шпицберген. Что, почему и как
Шпицберген. Дорога. Лонгийр
Шпицберген. Ymerbukta
Шпицберген. Esmarkbreen
Шпицберген. Nansenbreen. Borebreen
Шпицберген. Белая мгла
Шпицберген. Borebreen. Vintervegen
Шпицберген. Klampebreen. Osbornebreen
Шпицберген. Osbornebreen. Три короны
Шпицберген. Fatumbreen
Шпицберген. Королевская бухта
Ню-Алесунд (Ny-Alesund) — самое северное постоянное цивильное человеческое поселение. 78°55′30″N 11°55′20″E. Чуть-чуть не дотянули до 79 параллели, хотя на сувенирах как правило ее и указывают. Северо-запад Шпицбергена, Земля Оскара II, по которой мы все время и прогуливались, южный берег залива Kongsfjorden ака Kings Bay ака Кролевская бухта. Так самая бухта, по берегу который мы и шли весь предыдущий пост.
В районе Ню-Алесунда европейцы начали тусить с начала XVII века. Тогда это были, само собой, китобои и прочие зверодобытчики. Поселение тогда там было только летнее, временное. Но уже в 1610 в Ню-Алесунде нашли уголь. В те времена этот факт могли только принять к сведению, но в XIX веке он имел уже практическое значение. И геологическая эаспедиция 1861-68 годов подтвердила наличие перспективных к разработке залежей угля, каковая и началась в 1901. Поселение Ню-Алесунд было основано в 1909 угольной компанией.
В отличие от других поселений Шпицбергена Ню-Алесун не был разрушен во время Втрой Мировой войны. Строили в старые времена хорошо, климат благоприятствует (ни термитов тебе, ни плесени, все вымерзает), и многим зданиям в поселке уже много лет, причем большинство из них продолжает использоваться, хоть и не по прежнему назначанию.
Это самый старый дом, построен в год основания Ню-Алесунда.
Почта была построена ненамного позже, в первые годы существования поселка, и служила свою почтовую службу до 2001. После была перенесена в общее административное здание. И да, почта Ню-Алесунда — самая северная почта в мире. Картинка на домике — эмблема королевской почты Норвегии.
Уголь активно добывался в Ню-Алесунде до 1929 года.
Вот этот паровозик был построен в Берлине в 1909 и привезен в Ню-Алесунд в 1917. Он возил уголь от шахты к причалу. Самый северный паровоз в мире.
Правительство Норвегии возобновило добычу угля в 1945 уже под своим финансовым крылом (в начале века это делала частная компания), но в 1962 после аварии, в которой погиб 21 шахтер, добыча угля в Ню-Алесунде была прекаращена.
Но не углем единым жив человек.
Ню-Алесунд — самое близкое к Северному полюсу человеческое поселение. Всего 1231 км до полюса. Более того, это самое близкое к полюсу человеческое поселение с развитыми транспортными и коммуникативными средствами. Таковым оно было и на 1925 год. Там был порт, куда регулярно ходили суда, и там был телеграф.
Порт. Это, конечно, современный варинат, но сто лет назад он немногим отличался, за исключением внутренней понтонной пристани для байдарок.
А это телеграф, ровно тот самый.
Именно поэтому Ню-Аленсунд был выбран Руалом Амундсеном как база для достижения Северного полюса по воздуху.
Центр города с памятником Амундсену.
Памятник.
В 1925 Амундсен приплыл в Ню-Алесунд и основал там свою базу. С собой он привез гидропланы, на которых и осуществил первую попытку достичь полюса. Попытка кончилась аварийной посадкой, но экспедиции удалось вернуться на базу.
Но Амундсен был не тем человеком, которого может хоть что-то остановить. Вторая попытка была уже посредством дирижабля вместе с Умберто Нобиле. Дирижабль пригнали из Италии и держали в специально постороенном ангаре.
А вот это башня для его швартовки.
11 мая 1926 года дирижабль «Norge» Амундсена и Нобиле стартовал из Ню-Алесунда, пролетел на Северным полюсом и приземлился на Аляске. Это был первый раз, когда люди увидели Северный полюс.
В 1928 Нобиле на дирижабле «Италия» решил слетать к полюсу еще раз и поисследовать уже окрестности, благо база с готовым ангаром в Ню-Алесунде была. Они вылетели, достигли полюса, но потерпели крушения на обратном пути. Ню-Алесунд стал центром спасательной операции. Нобиле и часть группы удалось спасти, но тогда же погиб Амундсен, отправившийся на поиски на гидросамолете.
К 30-м годам добыча угля угасла, но бросать такое прикольное место не хотелось, так что поселку стали искать другое коммерческое применение, и сделали его рыболовецкой базой и туристическим центром. Построили отель и бар. И турист поехал. Многим хотелось посмотреть суровые края из комфорта чайной комнаты. В 1938 построили новый отель, побольше. Он до сих пор функционирует как отель, мы в нем и ночевали (внутри он переделан, конечно). Северный Полюс называется.
А с 60-х, после окончательного прекращения угледобычи, Ню-Алесунд стал превращаться в научную станцию, которой окончательно и стал к настоящему времени. Около десяти стран имеют там свои станции, плюс приезжают по потребности другие желающие.
Вход в китайскую станцию
Точка оказалась крайне привлекательной, кто там только не тусит — атмосферники, астрономы, гляциологи, геологи, биологи, гидробиологи, плюс станция наблюдения за спутниками.
Зимой в поселке живет на больше 30 челок, но летом больше 100. Когда мы пришли, как раз начинался сезон, и народ начал подтягиваться, хотя еще далеко не все приехали.
Жизнь там организована прикольно. Есть большой административный центр — там столовая, комнаты отдыха, библиотека, большая конференционная комната, бар (работает только по вечерам суббот). Спят и работают все по своим зданиям, а едят и тусят в одном общем. Кормят всех (вообще всех живущих и приезжающих) исключительно в столовой, три раза в день, расписание висит. Нам гостиницу продали в наборе с кормлением, по другому не бывает. Не успел к завтраку, щелкай клювом. Впрочем, там стоит набитый холодильник и стол всяких перекусов — можно круглосуточно прийти и что-то сожрать, не морят голодом ученых. Готовят, кстати, очень вкусно.
Еще в поселке есть магазин со всякой бытовой мелочью типа шампуней, бритв, чипсов, алкоголя и сувениров. Работает магазин раз в неделю два часа. Ну еще его открывают (тоже на пару часов), когда катер с туристами из Лонгийра приплывает, дабы снабдить тех сувенирами.
В пику магазину, работающему два часа в неделю, в поселке есть музей (самый северный музей, а как же). И вот он работает 24/7. Вообще не закрывается. И совершенно бесплатный. Освещение и экраны включаются от сенсоров движения. Очень, кстати, интересно и хорошо сделаный музей всей истории Ню-Алесунда. Очень рекомендую, если там окажетесь. Отопления вот в нем только нет.
Туристов там, кстати, не привечают. Не в том смысле, что гонят ссаными тряпками, но туристический бизнес не развивают намеренно. В Ню-Алесунд из Лонгийра несколько раз в неделю летает самолет, но извне, из цивилизации, билет тебе на него не продадут, если ты не ученый, который там работает. Мы рассматривали начало маршрута из Ню-Алесунда, но натолкнулись вот на такую засаду. Но если ты пришел уже к ним ногами, то, если места есть, тебе билет продадут, что как раз с нами и случилось.
Экскурсиям с катерами тоже не разрешают привозить больше какого-то небольшого количества людей за раз.
Оно понятно, город нашпигован оборудованием. Ходить можно только по дорогам, захочешь срезать расстояние — растопчешь какой-нибудь ценный инструмент, ну или просто помеху привнесешь.
Каждому прибывшему выдают (в отеле в номере лежит) инструкцию на сорок листов по пользованию Ню-Алесундом.
Скажем в Ню-Алесунде и на 20 км вокруг запрещено пользоваться сотовыми телефонами и вайфаем. Спутниковым, кстати, можно. На этой волне передает куча оборудования, вот чтобы не интерферировало. Интернет, само собой есть, и мощный, но только через кабель. Магазин делает деньги на торговле адапторами к таблеткам и телефонам.
Мусор из поселка весь вывозится на большую землю, потому у них 40(!) видов ресайкла. Мы кое-что выбрасывали, офигели разбирать, что в какой контейнер бросать.
Обслуживающий персонал там минимален, потому кругом самообслуживание. В отеле никого нет (ключ от комнаты нам дала администратор, она занимается всем — отелем, самолетом, вообще всем). В комнате написано — комната убирается только после вашего отъезда, если хотите поменять белье или полотенца — отнесите грязные в прачечную и возьмите там в шкафу чистые.
Поскольку там вообще нет чужих людей, там такой оазис глобального доверия. Администратор нам говорит — за вещи на улице не боспокойтесь, никто нигде ничего не возмет. В холле на стене висит коробочка — попользовался катером или байдеркой (там много всякого для аутдошных развлечений) — кинь в коробочку денежку, расценки написаны.
Просят минимизировать перемещения на машине, типа только если за город (там станции всякие в отдалении есть) или тяжелое. А так мол ходите пешком, город маленикий (что правда) или ездите на велосипеде. И правда ездят, прямо по сугробам.
Как и везде на Шпицбергене покидать территорию поселка без ружья нельзя. Ибо медведи. Вот и знак об этом стоит на границе возле трубы для разряжение этого самого ружья, когда вернешься. Называется громко — Станция для разряжания оружия.
Пара видов поселка
В общем очень милый поселок, приятные люди, я бы там с удовольствие поработала летний сезон в другой жизни.
Продолжение следует…